«Петербургские повести» Н.В, Гоголя включают в себя пять коротких произведений. Их объединяет одна тема – жизнь «маленького человека». «Маленького человека» идентифицировать довольно просто – он почти всегда конформист, слепо верит тому, что говорят те, кого он считает выше себя, его мысли практичны и бездуховны, поступки мелки, сильные страсти ему чужды.
Цикл «Петербургские повести» включает в себя пять никак не связанных между собой произведений:
Невский проспект
История простая. Двое друзей прогуливаются по Невскому проспекту. Они замечают двух симпатичных девушек. Один из друзей, художник, решает пойти за брюнеткой, другой, поручик – за блондинкой. Темноволосая красотка дает художнику знак следовать за ней и приводит его, куда бы вы думали?, правильно — в бордель. Молодой человек в ужасе бросается прочь. Как натура мечтательная (он же человек искусства) художник решает вызволить свою избранницу из гнезда порока. Он по своей чистоте душевной считает, что таким благородным поступком завоюет ее сердце. Но он не знает, что такие женщины не стремятся к самореализации – жизнь для них лишь череда дней, проводимых в относительной безбедности и душевной пустоте. Разумеется, девушка ему отказывает. Художник не находит ничего лучшего, чем перерезать себе горло.
А вот друг его поручик мыслит гораздо проще. Даже если бы он оказался на месте художника, то не застрелился бы и через день забыл бы о несостоявшемся романе. Блондинка, с которой он познакомился, оказалась хоть и замужней, но вполне доступной женщиной. Во время их свидания появляется муж с приятелями, и поручик подвергается физическому воздействию с их стороны. Как ни в чем не бывало, пострадавший отправляется на светскую вечернику, где танцует мазурку. В одной небольшой повести Гоголь показал натуру некоторых женщин и различие в их восприятии мужчинами с разным менталитетом.
Нос
Фантастический рассказ о коллежском асессоре, нос которого зажил собственной жизнью. Один из вариантов истории о раздвоении личности. Нос, получивший независимость, ведет себя, как хозяин жизни, а бедный асессор гоняется за ним и умоляет занять положенное ему место. Даже заполучив нос, чиновник не может сделать его привычным атрибутом своего лица. Неожиданный орган обоняния сам оказывается на прежнем месте, и асессор получает душевное спокойствие.
Портрет
В данной повести прослеживаются две независимые истории. Одна из них про сам портрет, хотя по хронологии она является второй. Это история о проклятии, которое накладывает на человека несущее негативную ауру событие. Старый ростовщик заказывает художнику свой портрет, но умирает, так и не дождавшись окончания работы. С тех пор живописец теряет душевный покой, а у людей на всех его полотнах против воли оказываются жуткие глаза ростовщика. Лишь расставшись с портретом, художник обретает покой, уходит в монахи и начинает писать картины на божественные темы. Проклятие преследует и последующих его владельцев. Портрет же, в конце концов, куда-то исчезает.
Первая история рассказывает о художнике, променявшем свой талант на богатство. Хотя все произошло случайно, и он не заключал сделку с дьяволом, но последствия закономерные. Момент осознания своей бездарности совпадает с покупкой портрета ростовщика с жуткими глазами. Это становится толчком к разрушению разума. Художник сходит с ума и умирает.
Шинель
Квинтэссенция истории жизни «маленького человека». Ничтожный титулярный советник мечтает лишь об одном – о новой шинели. С великим трудом скопив денег, он шьет новую шинель. Но счастье его длится недолго — вскоре грабители отнимают у него сущность его жизни – новую шинель. Затем следует закономерный финал – чиновник простужается и умирает, хотя, как понятно, вовсе не от болезни, а от потери смысла жизни.
Записки сумасшедшего
Фантасмагорическая история о том, как человек лишается рассудка. Его сумасшествие произрастает из предшествующей жизни никому не нужного и не интересного «маленького человека», также титулярного советника. Все его мысли и поступки связаны с незавидным положением в обществе, которое досталось ему волей судьбы. Герой по-своему пытается выбраться из иллюзорного тупика. Вообразив себя королем Испании, он находит душевное успокоение.