Поводом для создания этой пьесы послужила эпидемия холеры в 1830 годах, отчего Пушкин оказался заперт в Болдино на три долгих месяца. Москва была в оцеплении, карантинные ограничения не позволяли свободно передвигаться. Для автора эпидемия была не просто болезнью, она стала для него непобедимой стихией, которая ломает привычные устои жизни, превращает некогда друзей в непримиримых врагов, предвещает угрозу мирному существованию и грозит увлечь в небытие. Основной ведущей мыслью в пьесе стало противоборство человека своему страху перед нависшей угрозой неминуемой смерти.
Пьеса «Пир во время чумы» — одна из четырех «маленьких трагедий» для театра. Если быть точными, то эта пьеса является переводом одной из сцен английской драматической поэмы Джона Вильсона — «Город чумы». В поэме Вильсона отображены события в Лондоне 1666 года, когда на улицах бесчинствовала чума. А.С. Пушкин при создании собственной пьесы избавился от некоторых действующих лиц и добавил несколько оригинальных фрагментов, где и нужно искать тайный смысл, чтобы понять Пушкина, как драматурга.
Хотя сюжет и был полностью заимствован, но лучшие части придуманы и добавлены Пушкиным. А именно это касается лирической песни Мери, где воспевается желание любить и жить, при условии, что смерти больше невозможно сопротивляться. Однако песня Мери, как и она сама, лишены безгрешности. По сути это песнь кающейся девицы и в ней лишь огромное вожделение к этой, недосягаемой для нее невинности. Торжественно-трагическая песня председателя пира — Вальсингама — раскрывает его несгибаемый мужественный характер. Только он понимает всю глубину и остроту событий. В этой песне выражено его непоколебимое жизненное кредо и способ противостояния страху перед лицом смерти. Гимн преисполнен непоколебимой верой в каждого человека и прославляет его умение быть выше и сильнее суровых обстоятельств. Вальсингам подразумевает, что человек мысленно покорившийся смерти, гибнет задолго до наступления его физической смерти.
Перед лицом опасности люди склонны вести себя по-разному, поскольку им нечего больше терять и они заранее себя считают мертвыми, поэтому не стесняются устраивать шумные застолья с неподобающим поведением, любить и наслаждаются жизнью так, как умеют. Смерть периодически напоминает о себе, когда мимо пиршества проезжает телега, нагруженная мертвыми телами.
Люди начинают искать защиту и утешение в Боге, к которому доныне и не обращались. Священник взывает ко всем, стараясь спасти их души для облегчения страданий на небесах. Другие, как Мэри, не хотят никаких утешений и отдаются творчеству, переживая именно так горечь предстоящей разлуки со всем, что дорого сердцу. Подобные главному герою — Вальсингаму находят удовольствие в борьбе своего духа со страхом смерти, считая, что поборов этот страх можно обрести бессмертие. И если священник заботился о духовном сосуде, то Вальсингам славил духовное мужество мирянина, который не желает принять смерть безропотно и не нуждается в наставлениях посторонних людей. Так проявляется извечный антагонизм, когда одни отстаивают внутренние способности человека, а другие ищут спасения в верности обычаям.
Конфликт в этой пьесе не приводит в противоборству. Каждый остается сугубо при своем мнении. Лишь председатель пира Вальсингам имел сиюминутную слабость и едва не последовал за благочестивым священником, но в итоге он остался при своем и лишь раздумывал о том, правильно ли он сделал, что не пошел, или нет.
Люди здесь живут, напевают песни, смеются, плачут, произносят пламенные речи и воодушевляющие монологи, но не совершают ровным счетом никаких поступков, которые могли бы предотвратить ожидаемый итог событий. В отличие от иных трагедий в этой пьесе драматическое действие более ослаблено. Трагедия в том, что героизм Председателя лишен жертвенности ради народа, а Священник не готов принять духовную отвагу личности простых смертных и заменяет авторитетом религии и проповедью о смирении раба Божия.
Пушкин поставил перед собой сверхзадачу — призвать людей к тому, чтобы они сделали правильный выбор в сложившейся ситуации, и сделали его в угоду своего нравственного образа. Человек должен оставаться человеком и не терять голову, особенно в непростые времена.
Пушкин был заперт в Болдино во время эпидемии холеры 1930 года? У Вас, видимо, очепятка на сто лет.
Добрый вечер, спасибо за внимательность и ответственность. Мой коллега действительно не заметил опечатку