Повесть о Петре и Февронии — житие святых, но написанное былинным языком.
Автор — священник и мыслитель Ермолай — Еразм. Жил он в 16 веке, Еразм — его иноческое имя.
Повесть о Петре и Февронии отличается самобытностью, сочетанием духовного и мирского. История вечной любви двух благочестивых людей отражает дух русского народа.
Статья поведает о тайном смысле, скрытом в названии, содержании и финале повести.
Смысл названия «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Название произведения — зеркало, отражающее его сюжет.
Оно привлекает читателя, затягивает, заинтересовывает. Простое и понятое, таящее в себе глубокое, тайное, волшебное. Название повести может запутать читателя. Но тем интереснее читать произведение.
Название говорит о том, что это история двух людей. Можно догадаться, что они любили друг друга.
Имена героев подобраны автором гармонично, настолько, что понятно, что они не могли жить друг без друга. Имена рассказывают и о том, что эти двое происходили из разных социальных слоёв. Пётр — имя благородное, подходящее знатным людям, Феврония — обычное имя, свойственное простолюдинам, но редкое и красивое, певучее и гармоничное.
Но автор соединил их в одно целое, и сложно по слуху отделить одно имя от другого.
Смысл произведения «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Начинается повесть с предисловия, восхваляющего Бога, Иисуса Христа и святых, благочестивых людей, живущих в тишине и незлобии. Такими были Петр и Феврония.
О чём книга
Произведение повествует о простой девушке Февронии, излечившей князя от тяжёлой болезни. Мудрая Феврония стала княгиней, она и князь Пётр правили Муромом долго, помогали людям, вели благочестивый образ жизни.
Перед смертью Пётр и Феврония приняли монашество. Они умерли в один день, а когда их, вопреки их воле, похоронили в разных гробах, они чудесным образом оказались в одном, который сами и высекли из камня.
Благочестивый князь Петр был верующим, любил ходить по монастырям и помогать людям. Помог он и своему брату Павлу, убив летучего змея. Но сам пострадал, покрылся ужасными язвами.
Стал Пётр искать того, кто излечил бы его. И в лесу слуга князя нашёл девушку, из бедной семьи, которая обещала вылечить Петра, если он возьмёт её замуж.
Сильны были предрассудки в князе, не захотел он жениться на простой девушке. Но Пётр и Феврония стали мужем и женой. Всё случилось, как предсказала она — когда князь нарушил обещание, он снова заболел. А когда сдержал слово, исцелился.
И в этом есть особый смысл. Автор призывает держать слово, даже если человек считает это невозможным.
Много в повести описаний настоящих чудес, которые происходили с Февронией. Крошки, которые княгиня собирала в руку за обедом, превращались в драгоценный фимиам и ладан. И здесь указывает создатель повести на истинную веру Февронии.
Много пришлось пережить Петру и Февронии. Недовольство бояр, не желающих, чтобы правила ими простолюдинка, изгнание, злобу ближних, всё приняли блаженные Пётр и Феврония.
Они жили долго и счастливо.
Автор повести о Петре и Февронии призывает и других следовать их примеру, жить по совести, творить добро, и тогда Бог наградит благочестивого.
Христианское в повести
Вся повесть пронизана религиозным смыслом.
Упоминается в ней победа князя над змеем. Это — символ подвига во имя веры, победа добра над злом, божественного над дьявольским с помощью небесных сил. Оружие, с помощью которого князь победил змея, было скрыто в церковном алтаре. Святой Георгий Победоносец тоже победил змея.
Второй символ — мудрой жены. Образ Февронии — ипостась царской премудрости, символ власти государя.
Автор даёт понять, что спасение есть только в русском царе, в котором и соединяется победа над злом и мудрость.
Есть там и скрытые символы. Три раза посылал умирающий Пётр к жене, чтобы вместе отойти в мир иной, три раза испытывал князь мудрость Февронии. На Руси число три считалось волшебным, потому, что почитали русские люди Святую Троицу.
Не обошлось в истории благочестивых правителей и без народной мудрости. Автор наградил ей Февронию. Она растолковывала другим мудрые фразы, например, взаймы плакать — ходить на похороны. По мнению Февронии, когда человек умрёт, по нему другие поплачут — долг отдадут.
А когда бояре велели Февронии уходить, забрав самое дорогое, она попросила отдать ей Петра.
Автору нравятся его герои, и он советует читателям стремиться стать такими же, как Пётр и Феврония — добрыми и благочестивыми.
Основа русских сказок
В повести есть много схожего с русскими народными сказками. И число три, и мудрая девушка, и победитель змея — всё это есть в сказках, созданных народом. И язык повести, напевный и исконно русский, напоминает язык сказок.
В народных сказаниях особое внимание уделяется числу три, оно встречается часто. Три богатыря, три сына, и много других упоминаний этого числа есть в них.
Смысл концовки повести о Петре и Февронии
Смысл финала произведения религиозен. То, что соединил Бог, человек разъединить не может.
Благочестивые супруги за честную жизнь заслужили право не разлучаться и после смерти.
В народе святые Пётр и Феврония считаются покровителями семьи, любви и верности.