Смысл произведения Смерть Ермака Рылеева

Смысл произведения Смерть Ермака Рылеева Смысл книги

Основной смысл сюжета и финала произведения Кондратия Федоровича Рылеева «Смерть Ермака»: анализ, главные герои и сюжетная линия

Смысл названия книги «Смерть Ермака»

«Смерть Ермака» была написана К. Ф. Рылеевым в 1822 году, в период между двумя русско-персидскими войнами. Произведение написано в духе романтизма и посвящено легендарному казачьему атаману, Ермаку Тимофеевичу (1532 — 1585), который возглавил поход на Сибирь и, покорив неизведанные до того земли, сделал их частью Российской Империи.

Несмотря на то, что поэт мог бы в своем творении прославить жизнь одного из самых успешных казачьих атаманов, в качестве основного сюжета он выбрал именно описание гибели Ермака. Замысел автора заключался в том, чтобы показать парадоксальность жизни и судьбы: человек, переживший множество трудностей и походов, являвшийся сперва опасным разбойником, становится прекрасным воином, служащем стране, и погибает не от руки недруги или предателя, а от единственного врага, которого не может покорить человек – от бушующей водной стихи.

Смысл произведения Смерть Ермака Рылеева

Повествование начинается с описания непогоды, царившей на реке Иртыш, возле которой раскинули свои шатры казаки Ермака. Их лидер — единственный, кто не спит, поглощенный раздумьями о совершенных подвигах. Его не волнует богатство и роскошь, которую сулит служба российскому престолу, он заботится лишь о подвигах, которые способны сделать его бессмертным в памяти потомков.

Прекрасно осознавая ответственность за поход и людей, участвующих в нем, Ермак, тем не менее, не возносит себя над товарищами даже в мыслях, что также характеризует его со стороны автора как человека не только храброго, но и благородного. И Ермаком, и его войском, помимо жажды славы движет любовь к стране, на благо которой служит казачий атаман и которую непрестанно воспевает в мыслях.

Покоя не дают старому атаману и воспоминания о прошлых разбойничьих годах, когда и он, и большинство его казаков были не защитниками, а грабителями страны, которой сейчас преданно служат. Страх перед смертью отходит на второй план перед желанием искупить преступления. Но главное исполнено: Сибирь покорена и находится во владениях Ивана Грозного.

Предаваясь раздумьям, Ермак незаметно засыпает, чем не преминул воспользоваться его заклятый враг, хан покоренных казаками земель, Кучум. Автором это представляется не счастливой случайностью для сибирского хана, но самой волей судьбы, согласно которой выполнившей свою земную миссию казачий атаман должен был завершить свой земной путь. Кучум выступает как инструмент рока, но, тем не менее, он изображен слабым и подлым, не решившимся напасть на казачий отряд в равном бою и атаковавший казаков глубокой ночью, когда люди не имели ни малейшей возможности себя защитить. Рылеев использует слово «тать», характеризующее хана: это вор, человек, делающий что-либо исподтишка (в данном случае – забирающий жизни у вражеского отряда, не готового к нападению).

Постоянное обращение Рылеева к теме природной стихии подчеркивает напряженную атмосферу, в которой происходит описываемая сцена. Стихия будто стремится разбудить старого казака, предупредить его об опасности, но Ермак и его войско продолжают мирно спать, несмотря на бушующую вокруг непогоду. С другой стороны, буря выступает союзником сибирского хана: именно она позволяет ему незаметно подкрасться с отрядом к спящим казакам, заглушая шаги и скрывая нападающих в темноте.

Ермак просыпается во время начавшейся бойни и пытается спастись, пробравшись к челнам, но лодки слишком далеко от берега. Несмотря на силы и храбрость, Ермак тонет в волнах бушующей реки, побежденный стихией.

Смысл финала произведения

Рылеев будто потешается над тонущим героем: его погубили доспехи, подаренные царем за верную службу. Гибель Ермака стала трагическим событием, но только для людей. Природа, погубившая Ермака, остается равнодушной и к бойне, учиненной отрядом хана над спящими казаками, и к гибели их лидера. Стихии абсолютно все равно, на чьей территории она будет бушевать: человеку все равно никогда не победить ее.

Оцените статью
Добавить комментарий