«Второй кофейник» – совсем коротенький рассказик Ивана Бунина о художнике и натурщице-любовнице, уверенной в том, что причастна к искусству.
Смыл названия произведения
Кофе пьет главный герой рассказа, художник, который вдохновляется бодрящим напитком и своей юной натурщицей. Это ей он наказывает снова поставить кофе и сделать паузу в позировании.
Смысл рассказа
Рассказ написан в 1944 году, но реалии явно либо дореволюционные, либо ранние советские. Вероятнее всего все-таки дореволюционные. Главная героиня – очаровательная и простая девушка Катя с красивым телом и не очень развитым интеллектом. В 16 лет она стала сиротой, потом дядя перевез ее из провинции в столицу. С этого времени Катька жила у тетки, которая хотела продать ее в публичный дом. Девушка работала в трактире посудомойщицей и прачкой, но однажды познакомилась с Федором Шаляпиным и Константином Коровиным. Художник пригласил Катю позировать для картины, но передумал. Тем временем, модель пошла по рукам, точнее, по мастерским. Этому поспособствовал и друг Коровина.
Сначала Катька позировала у Кувшинниковой, сестры Чехова, затем у Малявина…Всех мастеров она не помнит, но не забыла художника Ярцева, который стал ее первым мужчиной. Еще он научил натурщицу стихотворению «Ночевала тучка золотая» и похабно его переделал про нашу героиню. Девушка абсолютно на него не обижается и даже жалеет, что Ярцев спился и умер. Кажется, у многих она была моделью и любовницей, но сегодня у нее новый мастер, в его доме она и любовница, и натурщица, и хозяйка. И вот сидит она, невысокая и ладная, с копной золотых волос, позируя обнаженной для картины про юную купальщицу: маленький помост, речка в лесу, глазастые лягушки и прекрасная девушка, боящаяся войти в воду…
В чем же здесь смысл? Да просто женская доля, может и не самая страшная, но не позавидуешь. Правда, героиня не совсем это понимает, но радуется тому, что ее не продали в публичный дом… И тому, что причастна к миру искусства. Ее речь деревенская, но в ней попадаются и профессиональные термины художников. Она наивна и прекрасна, а нам прекрасно понятно, что и новый мастер смотрит на нее как на вещь и пользуется также, как пользовался Ярцев, который изнасиловал ее, придумал обидное стихотворение, а еще часто кричал: «Катька, молчать!». И понятно, что таких мастеров будет еще много, а значит, все новые и новые мастера будут смотреть на девушку, как на мясо или мебель…»Катька, молчать!».
А еще это история про мир художников, наивный, творческо-богемный и одновременно циничный. Не одна модель, так другая, и ни одну из них не будут воспринимать как женщину, как личность. Просто бездушная модель, тело. С другой стороны, они рисовали именно эту девушку, женщину из народа, а значит, видели ее красоту и ее шарм.
«Второй кофейник» неуловимо напоминает другой рассказ Бунина — «Галя Ганская». Он тоже про мир художников с его простотой и цинизмом, и о молодой девушке, которая крутила романы с художниками. Для Гали все закончилось трагично: она поняла, что такие люди на способны на настоящую любовь и свела счеты с жизнью. Возможно, такая же трагедия ждет и главную героиню «Второго кофейника». С другой стороны, она слишком проста, чтобы осознать драматичность своей истории и ситуации: она просто радуется, что участвует в процессе, именуемом творчеством…
В чем смысл концовки
Катя слишком увлеклась своим рассказом и художник просто крикнул: «Катька, молчать!». Как и предыдущие мастера. Понятно отношение его к этой женщине. Она замолчала и спокойно принесла ему второй кофейник, не понимая, что и с этим человеком не найдет любви и счастья. Кофе готов, работа продолжается.