Мимо А.П. Чехова не проходит ни одна ситуация, в которой ему удавалось бы разглядеть пример человеческого порока. Он цепляется за эту ситуацию, выворачивает ее наизнанку и формирует свой рассказ, чтобы еще раз призвать читателей убедиться воочию, насколько мы бываем глупы, слабы и бездеятельны. Так и в рассказе «Размазня» Чехов на примере обыденной ситуации показывает слабохарактерность героини, которая не смогла дать отпор властным людям.
Эта история была записана в 1888 году, который был переломным в творчестве писателя и он понемногу отходил от жанра порицательной юморески и обращал свою мысль к более сложным рассказам с психологическими тонкостями.
Неизвестно были ли образы героев рассказа «Размазня» списаны с кого-то конкретно, но по большому счету на их месте мог быть абсолютно каждый. Скорее это образы собирательные. Женщины на тот период времени еще не отдавали себе отчета в том, что у них есть права, не только как человека, но и как трудящейся единицы. Они не умели отстаивать свои взгляды и принципы. Несправедливость господ девушки воспринимали как данность и не смели им перечить.
А.П.Чехов всегда старался дать своему произведению емкое название, которое бы сразу отражало суть. Изначально рассказ мог быть назван «Жестокий урок», далее «Гувернантка», но то название, которое осталось с нами на века, действительно самое «говорящее» и лучшее.
Повествование так устроено, что рассказчик это одновременно и хозяин дома, который решает «посчитаться» с гувернанткой за отработанное ею время. Хозяин начинает вести расчет, негодуя, что она сама за прошедшие 2 месяца не подошла и не попросила оплату. Вместо оговоренной месячной платы он занижает ее и по ходу начинает вычитать деньги за разную мелочь: за порванный сюртучок сына, за разбитую чашку, а также за праздничные и воскресные дни. Сумма тает на глазах. И вместо 80 обещанных гувернантка получает 11 рублей. Хотя на ее глаза и наворачиваются слезы, но она покорно принимает их и благодарит. Отчего даже барину становится гневно, что она такая размазня, и он призывает ее быть «зубастей». Хозяин объясняет девушке, что он провел с ней психологический эксперимент и в итоге отдает ей всю кровно заработанную сумму, не переставая говорить о том, чтобы она не боялась требовать то, что должно принадлежать ей по праву.
С помощью этой провокации хозяин хотел расшевелить служанку, в надежде на то, что ее внутренняя рохля решит воспротивиться вопиющей несправедливости, но его эксперимент провалился. Гувернантка не обладает стержнем, ее растили так, чтобы она не роптала, не противоречила, не высказывала свое собственное мнение. Ее внутренний голос был способен лишь на то, чтобы внушать самой же себе, что хозяину видней насколько хорошо она работала и он вправе вычесть из жалованья столько, сколько посчитает нужным.
Хотя рассказ и был написан в далеком 1888 году, но эта проблема робости перед более влиятельными и состоятельными людьми актуальна и по сей день. Идея рассказа проста — не стоит сносить оскорбления со стороны, особенно ничем не обоснованные. Нужно иметь чувство собственного достоинства, быть сильным и суметь побороть страх перед лицом противника, который с высоты своего пьедестала силы и власти открыто потешается и глумится. Если «маленький человек» не будет так поступать, то он сам будет содействовать произволу этого общества, которое остается безнаказанным. Человек, позволивший превратить себя в жертву, будет в равной степени виновен вместе с тем, который пытается это сделать, т.е. обиженный и обидчик окажутся на одном стуле.
Если взглянуть с другой стороны на ситуацию, описанную в рассказе, то действительно нравственно сильный человек, никогда не будет глумиться над более слабым. В данном же контексте подразумевается сила, подкрепленная финансовой стабильностью. Поэтому барину и легко порицать свою гувернантку и призывать не быть мямлей, потому что для него вся сила заключена во обладании деньгами.
Смысл произведения во многом направлен на осуждение культа жертвы, который часто романтизировали и популяризировали в русской литературе. Многие писатели поощряли эту слабость и никчемную жертвенность, а потом пребывали в недоумении, отчего же так трудна и жестока судьба «маленьких» людей.