В середине 80-ых под влиянием путешествия на остров Сахалин и ухудшением самочувствия литературный стиль Антона Павловича меняется. Анекдотические ситуации приобретают философский подтекст. Комичность оттеняется лиризмом. Рассказ «Ионыч», написанный и опубликованный в 1989 году, – типичный пример психологической прозы нового творческого периода. Чехов в «Ионыче» не просто описывает несколько будничных сцен: на примере главного героя автор показывает драматизм прожитой впустую жизни.
Подробнее об этом читайте в нашем кратком содержании. Переходите и изучайте контент, а потом возвращайтесь сюда.
Смысл названия книги Ионыч
В начале произведения читатель узнает имя главного персонажа – Дмитрий Ионыч Старцев. Волевое «Дмитрий» превращается в вялое, мягкотелое «Ионыч» в течение небольшого количества времени. В своей беспристрастной манере Чехов рассказывает эволюцию имени Старцева.
Лет 10 назад в уездный город приезжает молодой врач, чем-то напоминающий самого писателя: тонкий, наблюдательный, думающий. Дмитрий энергичен, влюблён в жизнь и с легкостью обходится без лошадей и прислуги. Его тяготит пустота и обыденность окружающих. Только с Екатериной Ивановной Туркиной, девушкой интеллигентной и творческой, Дмитрию легко и приятно общаться. Доктор делает предложение руки и сердца своей возлюбленной, получая категорический отказ.
Дальнейшая жизнь Старцева складывается хоть и благополучно, но все больше по инерции. Обмякнув и духовно ожирев, он становится таким же обывателем – пустым и пошлым. Для жителей города (презираемых и мелких) «надутый поляк» становится своим – поверхностным, понятным толстяком-брюзгой «Ионычем». Отчество главного героя становится его характеристикой: как человек, теряя волю и желание бороться, смиряется с обстоятельствами и обыденностью мещанства.
Смысл произведения Ионыч
Сюжетная линия незамысловата: не сложившаяся история любви двух молодых людей и их встреча спустя несколько лет. Хотя идея рассказа напоминает «Евгения Онегина», основная мысль чеховского произведения совершенно иная. Антон Павлович в очередной раз затрагивает тему жизненного выбора с его неминуемыми последствиями.
Герой Чехова – обычный человек средних способностей. Не обладая ярко выраженными талантами, молодой Старцев – энергичный, пытливый, ищущий настоящие чувства и смысл жизни. Он не желает мириться с праздностью и бессмысленностью обывательщины, замечая и бесталанность «самой интеллигентной и образованной» семьи Туркиных. Проходит время – читатель видит совсем другого Старцева: обрюзгший, ещё не старый человек, растворившийся в пошлейшем мещанстве.
Ионыч не прошел испытания временем: то, чего он так боялся и так ненавидел, поглотило его. Но что изменило героя? Обстоятельства, бытовые заботы? Нет, все это только укоренило возникшие привычки и взгляды. Ионыч не был человеком сильной воли и великих страстей, а потому не смог противостоять давящему равнодушию обыденности, пустоте мещанского уклада. Душевная слабость, отсутствие стойких жизненных идеалов и стремлений подталкивают Ионыча к единственно возможному выбору – сытому накопительству, скучному и бесполезному комфорту. Живость сменилась рыхлостью, влюбленность – раздражительностью.
Антон Павлович наглядно описывает духовную деградацию личности, потерю подлинного интереса. Даже фамилия героя произведения полна символизма: «Старцев» заключает в себе раннее увядание души Дмитрия Ионыча.
Смысл финала
В последних абзацах Чехов описывает Ионыча в настоящем времени – несущегося с кучером на тройке с бубенцами и похожего на «языческого бога», давая понять, что все человеческое в Старцеве померкло, обратимость процесса более невозможна. Ионыч в своей внушительности и безысходности будто навечно зацементирован в финальной сцене.
Последний абзац – описание семьи Туркиных. Они все так же бездарны в своём творчестве, однообразны в привычках и идеях. Статичностью семейства Ивана Петровича автор закольцовывает сюжет, подчеркивая невозможность персонажам рассказа вырваться из круга бессмысленности жизни.
В конце произведения Туркин провожает на отдых жену и дочь, он «плачет и машет платком». В этом и заключается чеховская «светлая печаль»: автор подсказывает читателю нотой человечности (слёзы Ивана Петровича), что ещё есть надежда на чьё-то внутреннее пробуждение, на движение бессмертной души.