«Цифры» — рассказ Ивана Бунина, описывающий случай, произошедший между ребёнком и взрослым. Обычная ситуация, которая может произойти в любой семье, однако как много она нам показывает с моральной точки зрения. В нашей статье мы подробнее проанализируем это произведение.
Смысл названия книги «Цифры»
Весь сюжет построен на одной главной мысли — маленький мальчик очень хочет изучить цифры. Причём не просто хочет, он одержим этой мечтой. Казалась бы, ребёнок стремится к знаниям, к учению, к открытию нового, у него «горят» глаза и он готов изучить то, что для него ещё является тайной.
Однако из-за этого стремления случилась ссора с дядей, который не горел желанием помочь мальчику, ведь это «вредно, не полагается баловать детей».
Всё началось из-за цифр, и в конце, когда уже герои помирились, ими же и заканчивается: дядя и мальчик сидят вместе, внимательно изучая их. В этом и заключается смысл названия рассказа.
Смысл произведения «Цифры»
Ссора — это не только размолвка, взаимный враждебный настрой друг к другу, но и своего рода нравственное испытание. Нужно уметь найти в себе силы признаться, что ты не прав, и извиниться, но, к сожалению, не все могут это понять. Так и случилось в сюжете рассказа.
Мальчик очень хотел поскорее приступить к изучению цифр, дядя же решил выдержать характер, не баловать ребёнка и перенести всё это дело на следующий день. Но ведь все мы знаем, что детям свойственна непосредственность, наивность, стремление сейчас же осуществить свою мечту, да и сам автор это отмечает: беззаветная преданность, нежность, неумение лукавить и способность быстро забывать обиду. Всё это свойственно лишь детству. По этой причине мальчик начинает капризничать, шалить, шуметь, как бы выражая свой протест и своё нетерпение. К сожалению, его буйства приводят к печальному результату: его отправляют в комнату, где он остаётся наедине со своими криками и рыданиями.
Тут дядя начинает понимать, что зря он так поступил, однако тут же одёргивает себя мыслью, что детей баловать вредно. Мама с бабушкой сдерживаются, чтобы не пойти к мальчику и не утешить его, но не идут к нему из-за дяди. В конце концов когда он сам заходит в комнату, предварительно сделав серьёзное лицо и вид, как будто он зашёл туда случайно, и наблюдает, как ребёнок перебирает пустые коробочки из-под спичек. Эта картина трогает его, но виду он не подаёт. В глубине души он всё же понимает, что не прав, но не хочет в этом признаться даже самому себе. Таким образом, гордыня не позволяет ему помириться с ребёнком.
В этом нравственном противостоянии побеждает мальчик, сумевший смириться, принявший ситуацию. Он первый произносит слова извинения, и очень просит научить его, «подарить каплю счастья».
В итоге мы видим, как дети бывают намного мудрее взрослых, ведь они ещё не имеют эту тщеславную гордыню, у них есть лишь детская наивная доброта и чистое сердце. Прав был автор, что именно такая любовь, преданность и нежность свойственны лишь детству. И эту мысль Бунин проводит в своём рассказе.
Смысл финала
Мальчик извиняется перед дядей, и они наконец-то садятся за изучение цифр. С каким жадным интересом, с каким желанием ребёнок впитывает в себя эти знания, и при этом старается во всём угодить дяде, чтобы невзначай снова не разозлить его. Думается, на этом трогательном моменте невозможно не испытать некую нежность, любовь к этому ребёнку, который сумел первым извинится, который так усердно учится.
Эту всю историю дядя вспоминает спустя много лет, и лишь тогда он понимает, что поступил неправильно по отношению к мальчику. Этим показывается, что все мы можем изменить своё отношение к ситуации лишь спустя какое-то время и признать, что тогда были не правы. В какой-то момент нам это не позволяет сделать слепая гордость, и тогда перед нами встаёт нравственный выбор. И лишь от нас самих зависит, останемся ли мы честны с собой или с гордостью.