Рассказ «Гробовщик» был написан в сентябре 1930 года, в период, который называют Болдинской осенью. В это время царствовала эпидемия холеры и все самоизолировались на карантин в своих имениях в Большом Болдино. Этот период был весьма творчески плодотворным для многих авторов, в том числе и для А.С. Пушкина.
«Гробовщик» — один из пяти рассказов цикла, попавших в сборник под названием «Повести Белкина». Изначально авторство этого рассказа не было указано. История, описанная в произведении, реальна и прообразом героя стал гробовщик Адриан, который проживал близ дома невесты писателя.
Повествование начинается с того, что Адриан Прохоров перебирается с дочерьми в новый домик, который давно уже облюбовал. Он открывает свою похоронную лавку. Перед читателем он предстает скупым и жадным человеком. К нему приходит знакомиться сосед Шульц — сапожных дел мастер и по случаю вручает приглашение на свою серебряную свадьбу. Шульц же антипод Адриана, поскольку он честен, приветлив и хорошо зарабатывает своим трудом. Ему хватает денег на то, чтобы устроить званый прием. Адриан принимает приглашение и вместе с дочерьми идет на вечер. Компания собирается разношерстная. Гробовщик во время чинных разговоров начинает жаловаться насколько худо идут у него дела и как они неприбыльны. Гости же распивают за здоровье своих знакомых и тех, кто платит им за работу. И гробовщику предлагают сделать то же, только выпить за здоровье мертвецов. Прохорова подобное предложение сильно оскорбило и он в сердцах объявил, что приглашает всех, кого хоронил, отметить свое недавнее новоселье. На этом празднование серебряной свадьбы для гробовщика закончилось, он отправился домой и уснул.
Ночью его разбудили новостью, для многих печальной, что купчиха Трюхина скончалась. Для гробовщика же означало, что есть заказ и будет доход. Он съездил на место события и договорился о гробе, свечах, словом, обо всем необходимом.
Адриан обомлел от страха, вернувшись домой. Его дом оказался наполнен мертвецами, которых он когда-то похоронил. Выходит что они приняли его предложение приехать на новоселье?! Был даже самый первый, чье тело гробовщик помог упокоить. Он с распростертыми объятиями надвигался на гробовщика, приговаривая, что не стоило бы обманывать, потому что гроб, который Адриан продал как дубовый оказался сделан из сосны. Адриан отмахнулся от него, и мертвец рассыпался. Остальные пришли в негодование. Адриан уже приготовился и сам умереть, но свет солнца прервал его кошмар и он проснулся. Он понял, что это был сон на хмельную голову и что Трюхина жива, чему несказанно обрадовался.
А.С. Пушкин этой историей хотел в очередной раз напомнить об ответственности за свои деяния и поступки. Он убежден, что рано или поздно в каждом человеке просыпается совесть и ему нестерпимо хочется повернуть все вспять, чтобы изменить свои корыстные и спонтанные действия. Но время не вернешь и ничего изменить не получится. Придется жить с этим всю жизнь.
Прохоров не чурался того, чтобы нажиться на чьем-то горе. Он брал больше денег, чем следовало, делал гроб из дешевой породы дерева, выдавая ее за более дорогую и еще всячески выкручивал ситуацию так, чтобы побольше заработать. Но этот сон заставил его пересмотреть свое отношение и к живым, и к мертвым. Он понял, что переступил границу дозволенного в своей погоне за прибылью.
Гробовщик характеризует своей личностью понятие цинизма. Вполне возможно предположить, что он даже раздумывал кому скоро предстоит отправиться на тот свет, чтобы подсчитать свои возможные доходы. И вот ожидание смерти купчихи Трюхиной, сыграло с ним жестокую шутку. Он жаждал много смертей, чтобы хорошенько нажиться на этом. Душа такого человека черна и безжизненна, именно поэтому к нему на новоселье и пришли мертвецы. Из этой мысли можно сделать выход, что автор просит заботиться и о своем духовном мире. А главный герой словно сам себя отгородил от людей, желая видеть их только мертвыми. Ведь мертвый человек для него звенит монетой, а с живого и взять нечего.
История гробовщика говорит о том, чтобы люди зарабатывали свои деньги честно. В своих стремлениях разбогатеть можно падать в грязь очень много раз, но когда и это становится невозможным, то человек падает уже нравственно.