В рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Иоанн Рыдалец» описана история жизни Ивана Рябинина — простого холопа из маленького всеми забытого села Грешное. С детства он проявлял интерес к Священному Писанию, мечтал отправиться на Афон. Но жизнь распорядилась по-иному: отец вынудил его жениться. Молодые недолго прожили вместе, потому как Иван вскоре после свадьбы оставил родной дом, имея с собой только новые лапти, да немного денег и стал скитаться по улицам. Житие Ивана Рябинина причиной его ухода из дома называет некое видение. Якобы, пока все семейство было на церковной службе, герою явился помощник священника и тоже позвал его на молебен. Около церкви Иван едва успел помолиться Богу, как чудесным образом очутился в степи, одетый в одни лапти и лохмотья.
После ухода из дома поведение Ивана стало странным: он громко по-собачьи лаял, бросался на людей, просил у них «дать удовольствие». Особенно нападкам подвергались представители высших сословий. Часто он пугал своим поведением князя, за что регулярно был пит железным ломом. Несмотря на неприязнь к юродивому, как уже при жизни стали называть Ивана сельчане, князь перед смертью просил похоронить его рядом с ним.
Со временем люди стали почитать Ивана как святого. На его могилу приходят помолиться жители села, иногда заезжают богомольцы и из других городов.
В рассказе тесно связаны друг с другом цивилизация и деревенская глубинка. Они неотъемлемы друг от друга и, несмотря на явное противостояние, всегда находятся рядом. Цивилизованный мир символизирует большой американский паровоз, который везет знатных людей на Кавказ. Экспресс следует в объезд глубинки, о которой никто уже и не помнит. Но несмотря на запущенность даже у глухой деревни есть своя достопримечательность — могила юродивого Иоанна Рыдальца, в святости которого не сомневаются люди из высших слоев общества.
Русский человек всегда тяготел к чему-то мистическому. Он склонен наделять сверхъестественными чертами те события, которые таковыми не являются. Так произошло и с Иваном Рябининым. Очевидно, что этот человек был не более, чем душевнобольным. Однако его поведение, отличающееся от общепринятого, привлекло внимание общества. Не находя другого объяснения, кроме как божественного промысла, люди нарекли его юродивым. Даже старый князь, чье умственное развитие явно превосходило интеллект жителей деревни, в конце жизни поверил в святость Иоанна, изъявив желание быть вместе с ним похороненным.
Любовь народа к больным и убогим выразилось еще более после кончины Иоанна Рыдальца. Скупо украсив могилу князя, который вероятно, принес людям больше пользы, чем Иван, они щедро расписали могильную плиту юродивого строчками из псалмов. Даже представители интеллигенции специально заезжают в Грешное помолиться «Христа ради юродивого Иоанну».
Своим произведением автор хочет донести до читателей мысль о том, что несмотря на стремительное развитие науки, техники и иных благ цивилизации, в сущности русского человека всегда останется тяга к сверхъестественному и необъяснимому. Это присуще как обычным людям, так и правящим верхушкам общества. Поэтому необходимо научиться отличать шарлатанов от действительно одаренных и уникальных в способностях людей. Прежде всего стоит всему искать рациональное объяснение. Только оставив предрассудки можно развиваться и двигаться вперед. Несомненно, в мире есть чудесные и необъяснимые с научной точки зрения явления, но их гораздо меньше, чем считают люди.
Помимо прочего необходимо уважительно и с заботой относиться ко всем людям, не делая исключений. Ведь при жизни Ивана люди его сторонились и даже побаивались. Только после смерти его стали почитать святым. Судьба героя могла бы сложиться по-другому, если бы люди проявляли к нему тепло и заботу. Поэтому, относя себя к цивилизованному обществу, нам следует оправдывать такое звание, помогая окружающим и отказавшись от суеверий и предрассудков.