«Запах хлеба» — рассказ Юрия Казакова, написанный в 1961 году. Рассказывает историю женщины, которая впервые за 15 лет отправляется в родительский дом для того, чтобы его продать, так как ее мать умерла. Поначалу она не испытывает эмоций, но они постепенно раскрываются.
Герои произведения
Герой | Описание |
Дуся | Главная героиня рассказа. Живет в Москве, замужем. Новость о смерти матери приходит ей неожиданно. Поначалу никак не реагирует на телеграмму, так как думает, что все уже успели растащить родственники из деревни, но после повторного письма все же направляется в родные места – в смоленскую деревушку. |
Миша | Двоюродный племянник Души, учится в школе. По просьбе родственников под их диктовку пишет Дусе письмо, в котором просит ее приехать, говорит, что все имущество ее матери цело. Провожает Дусю до могилы матери. |
Сестра Дуси | Имя ее не называется. Живет в той же деревне, где стоит дом матери Дуси. Забрала себе скотину умершей женщины, привечает у себя Дусю все время, пока та гостит. |
Основные события рассказа
Телеграмма о смерти матери приходит Дусе утром первого января. Муж Дуси считает, что смерть его тещи произошла несвоевременно. Он спрашивает, поедет ли она в деревню, но та говорит, что не знает, и весь день после этого ходит тихая, перебирает фотографии, на которых есть мать, но видит на них совершенно чужого человека. Ни она сама, ни ее муж после праздника не желают ехать в деревню – там слишком холодно, и, по словам Дуси, наследство скорее всего уже успели растащить деревенские родственники, которых у нее много.
Сама Дуся, по словам автора рассказа, не показывалась у матери пятнадцать лет – сразу, как уехала из деревни, перестала вспоминать о прошлом, разве что моменты из раннего детства и юности. Что стало причиной такого поведения – неизвестно, понятно только, что Дуся вряд ли общалась с матерью после своего отъезда из деревни.
О том, что дом нужно навестить и продать, Дуся вспоминает только в мае, когда приходит письмо от ее племянника Миши. Муж уговаривает ее поехать, но долго не задерживаться – продать все, что можно найти в доме, сам дом и быстро вернуться домой. Она выезжает, отправив телеграмму, но ее никто не встречает – до родной деревни приходится добираться самой три часа. Дойдя до нее, Дуся удивляется, как все изменилось. Перемены ей не нравятся, старых знакомых она не узнает.
Сестра ей рада, привечает, усаживает пить чай и между делом рассказывает, что забрала скотину себя. Дуся злится на это, но потом вспоминает, что основная часть наследства все же достанется ей.
Сестры идут на участок смотреть дом. О земле позаботились соседи, сам дом закрыт, окна его заколочены. Женщины с трудом открывают дверь. Видно, что дом нежилой, но в нем пахнет хлебом, который пекла мать Дуси, и та начинает вспоминать детство, от чего ее сердце колотится.
Она дешево распродает вещи матери и продает дом, приятно удивившись, что он вырос в цене. Положив вырученные деньги на сберкнижку, Дуся решает посетить могилу матери. Вид неухоженного холмика с покосившимся крестом воздействует на нее – Дуся понимает, что потеряла мать, и начинает горько плакать, обнимая могилу и не осознавая, что делает.
Но горе ее длится недолго – на следующий день она весела, рассказывает сестре о своей жизни в Москве, дарит Мише 10 рублей перед отъездом.
Смысл произведения
Главная героиня поначалу холодна, узнав о смерти матери – она понимает, что, скорее всего, там ее никто не ждет, а письмо послано из вежливости. Вторая весточка удивляет ее, и она решается навестить родные края, преследуя цель продать наследство и получить деньги.
Запах хлеба в родном доме напоминает ей о матери – выйдя из пустого дома, она думает, что ей это раньше снилось, и она вернулась в сон. Сердечные переживания начинают одолевать разум. Эмоции вырываются наружу, когда женщина видит могилу матери – она понимает, что та умерла и они больше не увидятся. Она горько плачет, но потом продолжает жить, как прежде.
Основная идея – не всегда следует отбрасывать переживания в сторону, нужно помнить о родине, родителях, постараться не вычеркивать их из жизни, ведь потерянное время потом не вернуть.