Реалистический рассказ-легенда «Крестник» написан великим русским писателем Л.Н. Толстым в 1886 году. Входит в цикл «народных рассказов», в центре которых не внутренний мир человека с его противоречиями, а богоугодное поведение.
Герой притчи «Крестник» – 10-летний отрок – отправляется на поиски своего крестного отца, чтобы на святой неделе с ним похристосоваться. Прохожим, которого когда-то его родители в кумовья позвали, оказывается сам Христос. Он приглашает мальчика погостить в саду и в палатах с золотой крышей. Там так хорошо, что крестник проводит у него не 3 часа, а 30 лет. Однажды он нарушает запрет – входить в запечатанную дверь горницы. И забывает слова крестного «а войдешь туда, вспомни, что видел в лесу».
Случай с медведями проводит параллель с тем, что крестник своим поведением сотворил три «худых дела». Медведице с семьей мешал кормиться чурбан, подвешенный на суку над корытом с медом:
- первый раз чурбан оттолкнула – маленьких медвежат зашибла (крестник не последовал общепринятому правилу – не открывать дверь);
- второй раз – раскачавшимся чурбаном годовалого пестуна погубила (крестник взошел на престол, взял жезл и стал вершить суд над людьми);
- третий раз толканула – от удара чурбана сама погибла (крестник наказал вора и разбойника смертью, при этом принес много горя родителям и крестной матушке).
Бог сообщает, что крестный сын повинен в том, что прибавил на свете зла, был непослушен, несправедлив и немилосерден. И теперь должен идти в мир, чтобы совершить поступки во имя искупления греха. А еще он убил душегуба, которому полагалось самому отвечать за содеянное. Значит, «разбойниковы грехи снял на себя».
Всевышний назначает отроку срок 30 лет, чтобы тот смог очистить свою душу и выкупить грехи разбойника. Крестный отец дает два напутственных наставления:1) Примечать, что другие делают, и учить их тому, что сам знает. 2) Найти святого старца и выполнить, что он скажет. И поясняет, что он заслужит возвращение на небеса, когда изведет в мире столько же зла, сколько натворил.
По велению старца крестник носит из реки во рту воду, и упорно поливает горелые головешки, пока они не прорастут в три яблоньки. В исполнении повеленного дела воплощена идея возмещение ущерба, причиненного жизни, подвижническим взращиванием новой жизни.
Крестник принимает участие в трех встречах с людьми, смысл которых, по замыслу писателя, понимает только в самом конце своего жизненного пути, когда уже выкупил свои и чужие грехи.
- Учит бабу мыть стол дочиста только выполосканным рушником (очистил сердце и стал другие сердца очищать);
- Мужикам, которые никак ободья не могут загнуть, подсказывает стуло укрепить (укротил непокорное сердце, избавился от тяжелого греха – боязни смерти);
- Когда пастухи-гуртовщики разводят костер, советует не кидать кучу сырого хвороста, а подбрасывать понемногу, тогда огонь займется (от его горячего сердца разожглись другие – стал жить по Правде).
К этим же религиозным канонам отсылают читателя слова разбойника, который благодаря крестнику бросил свою дурную жизнь, стал праведником:
- Смягчилось его сердце, когда он увидел, что крестник перестал только о себе заботиться, стал о других думать (чистый рушник у бабы) – богоугодность.
- Повернулось в нем сердце, когда крестник был тверд в своих намерениях и даже смерти не побоялся (укрепленное стуло у ободчиков) – жертвенность, опора на Бога.
- Его сердце умягчилось, когда крестник проявил к нему жалость и сострадание (разгоревшийся из искры костер у гуртовщиков) – стремление к покаянию, доброта и прощение, непротивление злу насилием.
Так в иносказательной форме Л.Н.Толстой разъясняет, что необходимо для праведной жизни и проповедует «деятельное христианство». Суть его учения состоит в следующем. Пять заповедей Христа обретают истинную ценность лишь тогда, когда они воплощены в поступках человека. Только собственные усилия и конкретные действия людей освобождают их от бездуховной жизни.
В рассказе «Крестник» при помощи аллегории осмысливаются христианские принципы бытия. Не случайно в качестве эпиграфа приведены строки из Евангелия «Не противься злому» и «Мне отмщение. Я воздам». «Делание добра» рассматривается Толстым как способ очищения сознания от злых помыслов, освобождения от груза нажитых грехов, что в итоге ведет к духовному просветлению.