Один из самых известных рассказов Антона Чехова называется «Скучная история», но мы сейчас будем говорить не о нем – о знаменитом «Крыжовнике». Однако название «Скучная история» мы вспомнили не зря, потому что почти все рассказы Антона Павловича, кроме специально юмористических, ранних, можно было бы назвать скучными житейскими историями.
смысл названия рассказа «Крыжовник»
Многие любят и регулярно перечитывают произведения Чехова, ведь это настоящая классика, в которой много смысла, которая оставляет незабываемое впечатление. К тому же многие произведения мы учим еще с раннего детства, даже школьная программа включает целый ряд произведений Чехова.
Однако у многих возникает вопрос, в чем смысл названия крыжовник Чехова. Для этого стоит углубиться в сюжет рассказа. Такое название выбрал известный классик для своего произведения, а ответ вы можете встретить в самом произведении. Это своеобразная аналогия, данное произведение впечатляет многих своим описанием быта сельской местности, некоторыми моментами общения людей девятнадцатом столетии.
В сюжете лежит отношение двух братьев, один из которых является врачом, другой государственным служащим. Они были потомственными дворянами, были очень рассудительны, мечтательными. У младшего брата долгое время была одна мечта, которую он хотел бы воплотить, а это собственное имение, в котором был бы огромный дом и кусты крыжовника. Он даже нарисовал, который включал в себя не только барский дом, огород, но обязательно кустарники крыжовника.
В определенный момент он приобрел имение, на котором был барский дом, и сразу же посадил 20 кустов крыжовника. Он превратился из чиновника в настоящего барина. Когда к нему приехал старший брат, он на стол поставил тарелку с крыжовником и с удовольствием ел его, приговаривая, как это вкусно. На первый взгляд он казался по-настоящему счастливым человеком, ведь он у него был дом, был его крыжовник. Однако на самом деле в этой жизни все не было так радужно, как представлял себе младший брат Николай Иванович.
Ведь на самом деле вокруг его имения, была наглость, праздность, пьянство, статистика сообщала, сколько детей погибло от недоедания и сколько ведер водки было выпито. Он говорил о том, что человек должен видеть своим смыслом жизни не только имение и достойную еду для себя, но и заботу об окружающих людях. Если у вас есть возможность быть человеком во власти, то необходимо постоянно делать добро, быть сильным. На самом деле счастье — это не какие-то бытовые радости, это, прежде всего, что-то великое и разумное, поэтому важно всегда делать добро и мечтать не только о собственной выгоде, но и о том, чтобы решать важные вопросы бытия людей. Чехов показывает, что некоторые в погоне за личными благами не хотят видеть ничего вокруг и живут только для себя, а важно думать о человечестве в целом, приносить пользу обществу.
Скорбный реализм Чехова
В его рассказах нет ничего грандиозного, великого, потрясающего – приключений в лесах Америки, морских штормов, военных подвигов. Автор просто рассказывает нам байки о событиях, которые происходят каждый день – с нами и вокруг нас. Но почему-то эти маленькие бытовые притчи полны гениальных, глубоких идей, благодаря которым они вырастают в повествования библейской силы.
В скорбном реализме Чехова заключена необыкновенная способность видеть большое, вселенское в малом и повседневном. Все главные проблемы российской жизни, ее трагедию и безысходность, он раскрывает в этих байках. После того, как вы прочли рассказ с простецким названием «Крыжовник», а главное поняли его, вы уже не сможете смотреть на мир по-прежнему.
Рассказ этот злободневен как никогда, потому что мы опять вошли во времена застоя, прозябания и упадка – вечно повторяющегося мотива русской жизни. Мы снова видим вокруг себя людей, которым неинтересно все, кроме их личного мещанского счастья, сытости – своей ипотеки, своей машины, своего ремонта. Их не волнует, что страна явно катится к упадку и мир полон людей несчастных. Замечать этого мы не хотим – зачем? Мы же научились «мыслить позитивно», жить повседневными удовольствиями, которые привыкли называть «идеей здесь и сейчас». И Чехов показывает нам, что эта мещанская самоуспокоенность, стремление к сытости и душевному комфорту в духе «все к лучшему», «главное – быть счастливым» — настоящая смерть человеческой души.
Сюжет «Крыжовника»
В рассказе символом такого образа мыслей становится брат одного из главных героев, чиновник, который всю жизнь копил на свое имение – не жил, а только деньги откладывал и жену скупостью уморил. И почему-то в его мещанских мечтах постоянно всплывал крыжовник, как символ гармоничной жизни. Удивительно, что именно эта кислая, простецкая ягода, а не экзотические персики или «ананасы в шампанском», стала мечтой. В этом тоже заметно отсутствие полета, ограниченность, убогость представлений человека.
Эти филистерские мечты особенно унылы на фоне таких, например, слов автора, сказанных в самом начале рассказа: «Как велика, как прекрасна эта страна». Действительно, на русских просторах – место для больших человеческих устремлений, высокой мечты, настоящего подвига. А мы только мечтаем о сытости и тепле. Чехов, устами главного рассказчика Ивана Ивановича, много рассуждает о счастье, о том, что оно сейчас невозможно, да и не нужно к нему стремится. Потому что такое счастье, которое обрел чиновник, хуже любого горя. Оно знак духовной смерти, выродившейся совести, потерянного ума.
Смысл и мораль «Крыжовника»
Должно быть большое, важное дело, способное помочь всем на этих бескрайних просторах, в которых человеку всегда так трудно было выживать. Но Чехов не был бы Чеховым, если бы целиком и полностью встал на сторону одного героя. В ироничных авторских ремарках и остроумно подмеченных деталях мы замечаем, что слова беспокойного, тревожного Ивана Иваныча не исчерпывают всей истины, всего смысла человеческого существования. Что, например, прелестная горничная и красивая комната, в которой оказались герои, говорят о своей правде – счастье обычной человеческой жизни. У него тоже есть право быть!
Вот только писатель при этом почему-то говорит о дворянских портретах – это они навевают ему мысль об иной, высокой, но счастливой жизни. Они тоже противостоят всему мещанскому и убогому. На их фоне в словах Ивана Ивановича тоже будто мелькает какая-то ограниченность, неспособность увидеть мир во всей полноте. Вот только дворянский, высокий уклад давно умер. Мы остались в мире маленьких, ограниченных людей с их спелым крыжовником. Читая некоторые отрывки, вы словно чувствуете оскомину, кислый вкус этой ягоды и слегка морщитесь – нет, крыжовник не соблазнителен. А вот Пелагея, прекрасные портреты и красивая комната — соблазнительны. Человеческую натуру не обманешь.
Забавная и меткая чеховская деталь – уже засыпая в уютных, чистых покоях после тяжелого дня с дождем и охотой в грязи, сосед Ивана Ивановича по комнате чувствует, как от трубки рассказчика исходит едкий, неприятный запах перегоревшего табака. И как владелец этой трубки беспокоен, мешает людям наслаждаться радостями жизни, бередя душу большими, страшными идеями, так и его табак отравляет комфорт вечерних сумерек.