Повесть Леонида Андреева «Иуда Искариот» рассказывает об исторических событиях в вольной трактовке автора. Многие писатели озвучивали эту историю на страницах своих произведений, каждый раз привнося что-то свое. «Иуда Искариот» создавался автором для поднятия вопроса верности, преданности, предательства. Действительно ли предателем является тот, кто донес, или тот, кто отрекся?
С самого начала повести читатель знакомится с Иудой из Кариота, который примкнул к ученикам Христа. Никто не знает, когда именно это произошло, но никому из последователей Иисуса он не нравился. Иуда имел дурную славу, ученики предупреждали своего учителя, но тот привык не судить людей за его поступки, привык прощать. Ученикам пришлось смириться с пребыванием в их рядах Иуды.
Иуда много врал, называл своего отца козлом, что шло вразрез с главными заповедями Иисуса и его учеников. Дурная слава Иуды сыграла злую шутку: однажды в деревне пропал козленок, даже после его обнаружения в этом обвиняли Христа с последователями. На них вышли с камнями, но Иуда бросился защищать учителя, пока тот скрывался с учениками. Искариот говорил, что Иисус не одержим бесом, просто он также падок на золото, как и все остальные люди. Над ним только посмеялись и отпустили. Иисус не оценил этого поступка.
Устроив привал в горах, апостолы стали сбрасывать камни вниз, соревнуясь друг с другом. Самый большой валун сбросил Иуда, но с этим не могли примириться остальные ученики. Тогда Петр стал молиться о победе, на что Иисус сказал: «Кто тогда поможет Иуде?» Даже доказательство силы Искариота не смогло вернуть расположение Христа, что расстроило Иуду.
После обвинения Иуды в воровстве сбережений, Иисус встал на сторону Искариота, сказав ученикам, что они не должны считать, сколько тот взял монет. Эта ситуация подняла настроение Иуде, потому что его выделили над остальными последователями. Он уже говорил Петру и Иоанну, что именно он будет рядом с Иисусом в небесном царствии.
Вскоре происходит предательство Иуды: он отправляется к первосвященнику Анне, чтобы отдать на суд Иисуса. Анна не доверяет Иуде, но его настойчивость смягчает священника. Тот дает Искариоту 30 сребреников за жизнь Христа. Возмущение Иуды из-за столь низкой оценки жизни учителя вскоре иссякает, он соглашается. Зная, что конец Иисуса близок, Иуда становится очень предупредителен в желаниях учителя. Обзаводится мечами, чтобы ученики смогли защитить Христа, но учитель знает, что его предадут.
После нападения на Иисуса, ученики трусливо сбегают. Только Иуда и Петр отправляются следом за схваченным Иисусом. Однако, после вопросов Петру, тот отрекается трижды от учителя и уходит. Иуда следует за Христом. Присутствует на казни. После случившегося, обвиняет учеников Христа в том, что те его бросили, не попытались спасти. Иуда выбирает дерево на вершине горы, на котором вешается, последовав в последний путь за Иисусом. Обнаружив его тело, Искариота сбрасывают со скалы, подобно падали.
Вольная трактовка от Андреева позволяет посмотреть на известное событие другими глазами. В повести читатель видит того же предателя Иуду, известного по преданиям о жизни Иисуса Христа, но теперь предателем выступает не он один. Иуда преследует план: он жаждет доказать, что именно Искариот вправе стоять рядом с Иисусом в его небесном царствии. Учителя казнят распятием на кресте, никто из учеников не пытается этого остановить. Получается, что тот, кого апостолы длительное путешествие до Иерусалима обвиняли во лжи и лицемерии, сами оказались не лучше. Легко они отказались от того, кого некогда почитали, считали сыном Божьим на земле. Когда их жизни стали угрожать, последователи открестились от Иисуса. Лишь Иуда был с учителем до конца, отправившись вслед за ним. Это не умаляет сам факт предательства, а служит доказательством, что нельзя судить людей по внешности. Страшное, будто раздвоенное лицо Иуды оказалось таким же мерзким, как светлые чистые лица учеников Христа.
Аппология предательства этот ваш новый взгляд.