Вопросы нравственности, часто отодвигаемые нами на второй план, как нельзя лучше рассматриваются во множестве литературных произведений. Одним из них является рассказ Носова Евгения Ивановича «Кукла», где автор, преисполненный душевой болью за настоящее поколение, хочет донести до читателя о насущных проблемах моральной и интеллектуальной нравственности. Делает он это с помощью художественных приемов и сюжетных поворотов, которые отлично видны в нашем кратком содержании рассказа.
Начиная с самых первых строк рассказа, мы видим тоску писателя, наблюдающего за неуважительным отношением человека к природе. Нырнув в водоворот современных технологий и прочих новшеств, мы напрочь забыли, где живём, и что является нашим истинным домом. Природа, окружающая среда, реальный мир, который нуждается в нашем участии — всё это и есть наш дом. Но, как показывает опыт, у большинства людей отсутствует не то что способность к участию, отсутствует даже такая очевидная способность не приносить вред.
Как говориться, ломать — не строить. Эксплуатировать природу гораздо проще, чем следить за ней. У всех есть амбиции, цели, потребности, и порой их настолько много, что мы перестаём узнавать самих себя, и слепо следуем намеченному плану. А планы, по большей части, направлены исключительно на достижение собственного блага.
Мысли, излагаемые в рассказе, исходят от лица Акимыча — перевозчика, которому в разъездах часто приходилось видеть довольно неприглядные картины. Впечатление от них, чаще всего, оставляет очень неприятный осадок в душе доброго мужчины. Одна из таких картин — кукла. Просто кукла, которую бросили неподалёку от дороги, вблизи школы. Раздетая, осквернённая, изуродованная, безобразная, истыканная сигаретным окурками, она словно показывает человеческое отношение ко всему происходящему. Она могла бы быть идеальной, красивой, чистой, аккуратно стоящей на полке в доме, где живут дети, однако суровая правда жизни распорядилась иначе.
Образ куклы неспроста используется в произведении. Будучи словно проекцией поступков человека, она показывает это странное равнодушное отношение к окружающему. Угасшее чувство ответственности, заглушенный и редкий шёпот совести, который время от времени хочет нам что-то сказать, и непонимание истинных ценностей, приводят к вымиранию в человеке человека. А маленькая несчастная и безобидная кукла — это символ того самого нравственного упадка.
Безразличное общество, под личиной добра и процветания, творит то, что после отдаётся злом. Люди просто не всегда замечают неблагоприятные тенденции, которые начинают зарождаться в их душах. Злое общество, запустившее себя, словно куклу, оставив её за ненадобностью, перед этим искалечив. «Подумаешь, что в этом такого?» — может сказать недовольный нападками и недальновидный житель Земли. Но потом, когда настанет момент расплаты за свои прошлые грехи, придёт осознание того, что было сделано не так, того, что было упущено.
Автор пытается сказать о проблеме, которая касается нас всех, а не отдельно взятого человека. Привычка перекладывать ответственность на другого ещё ни к чему хорошему не приводила. То, что мы оставляем, в надежде повесить на других, бумерангом возвратиться в нашу сторону, как бы старательно мы от него не уклонялись.
Этот рассказ не просто красивые громкие слова, это призыв задуматься над своими действиями и поступками, крик отчаяния о том, что есть, о том, что ещё можно исправить всё грехи, похоронив их так, как похоронил Акимыч куклу — по-людски, закопав её в земле. Здесь можно привести аналогию с корнем, закопав который, со временем вырастет полноценное дерево.
Повествование могло бы вестись совершенно от любого персонажа, Акимыч здесь служит действующим лицом, выражающим протест, а кукла — это то, против чего протест собственно и направлен. При этом автор не претендует на то, чтобы его труд считался культовым философским произведением, зато этот шлейф непринуждённой задумчивости и искренняя вера в то, что ещё можно всё наладить, позволяют назвать рассказ одним из лучших в своём жанре.
Остаётся надеяться, что красивые художественные приёмы, наличие богатого смысла, и мудрость, заложенная автором в данном тексте, сделают своё дело и взрастят в сердце читателя прекрасный цветок любви и участия к окружающему его. Остальное же — дело воли и желания жить в чистом мире и достойном обществе.