Рассказ «Никита» был написан по горячим следам Второй мировой войны, случившейся в 1945 году. Платонов работал корреспондентом в газетах и от первого лица видел и подвиги солдат, и их нелегкую, порой искалеченную жизнь. Больше всего в поле его зрения попадали дети и их такие же непростые судьбы. Собирательным образом всех детей, ставшими свидетелями военных сражений, стал Никита. Миллионы детей преследовал жуткий страх. Они боялись, что и дом, и двор, и все, что дорого сердцу, могут без труда захватить другие.
Основной темой этого рассказа стала борьба мальчика с внутренними страхами, которые посеяла война. Он пытается побороть страх перед всем, что его окружает, и пытается преобразовать его в нечто другое, менее пугающее. Автор хочет показать, что только сам человек является творцом самого себя, своего отношения к окружающему, своей силы воли. Только от человека зависит к какой стороне он примкнет — хорошей или плохой.
В рассказе «Никита» поднимается проблема занятости родителей, которая приводит к постоянным разлукам. В послевоенное время и мужчины, и женщины вынуждены были в поте лица денно и нощно трудится для того, чтобы заработать деньги, прокормить свою семью и преобразить мир, находившийся в послевоенной разрухе. Времени на общение с ребенком было катастрофически мало. Это отражалось на детской психике, а мир маленького ребенка крайне уязвим.
В рассказе описано всего лишь два дня из жизни Никиты. Ему всего 5 лет, поэтому мир этого произведения мы видим простым и незатейливым. Паренек остается дома один за хозяина, поскольку отец еще не вернулся с войны, а мама с утра до вечера трудится в поле. Он добрый мальчик, но боится всего вокруг. Из-за этого он превращается в творца мифов и населяет свой мир разбушевавшимися фантазиями, нарисованные своим воображением. Ему кажется, что он живет в некой бочке, из колодца якобы доносятся голоса водяных, жаждущих выпить у него глаза, пока тот спит, даже старый пенек ему мерещился головой со злющими глазами. Погибшего дедушку, как язычник, он видит в солнце, а в цветке — враждебное лицо врага. Никита пытается побороть свои страхи, припугивая их возвращением отца или задабривая хлебом. Однако в душе до ужаса продолжает бояться всех, созданных им же самим обитателей придуманного антропоморфного мира. Он очеловечивает все вокруг. Свой страх Никита может унять только тогда, когда убегает в поле к матери.
В один из дней, возвращаясь домой, Никита видит своего отца, который вернулся с войны живым. Отец замечает, что сын разговаривает со всеми предметами в доме и во дворе. Поэтому солдат сразу же отправляется на сражение с ветхим пнем и колет его на дрова. Постепенно отец формирует у ребенка правильное восприятие мира и превращает выдуманных злодеев в то, чем они являются на самом деле: в стол, в стул, в баню, в цветок и т.д. После этого страх ко всем и всему пропадает: цветы становятся просто цветами, колодец-колодцем. Ведь с ним отец-солдат! И он защитит от любых врагов! Отец приобщает сына к труду и маленький мальчик улавливает связь между работой и доброй жизнью.
Для многих из нас семья — неотъемлемая часть нашего существования, нашего взросления и становления как личности. Родные и близкие люди направляют нас, наставляют на правильный путь, готовят ко взрослой жизни и просто делятся с нами своей добротой и душевностью. В семье мы черпаем силу, становимся личностью и учимся жизни. Но не у каждого есть семья, либо нет возможности видеться с ней. Это и стало основной идеей произведения «Никита».
Можно извлечь из рассказа еще одну дополнительную мысль. Неважно в какой ситуации ты находишься, неважно какие проблемы гнетут тебя, потому что с этим поможет справиться какой-то человек или какое-либо обстоятельство. Провидение судьбы поможет выбраться из пропасти, насколько бы глубокой она не оказалась. В контексте данного рассказа «спасательным кругом» для мальчика оказался его отец. Своим появлением он расставил все на свои места и не дал беспочвенным страхам поглотить детское сознание. Фантазии Никиты были вызваны одиночеством и нехваткой сопереживающего человека рядом. Здоровому саморазвитию способствует общество, которое двигается само и помогает двигаться другим в правильном направлении.