Смысл рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла»

Смысл рассказа "Тринадцатый подвиг Геракла" Смысл книги

«Тринадцатый подвиг Геракла» — небольшое произведение, созданное в 1964 году писателем Фазилем Искандером. Написан рассказ специально для детей, поэтому и несет в себе одну из мудростей, полезных именно для них. В чем же смысл этого произведения?

Смысл произведения

Разберемся для начала, как был создан данный рассказ. С одной стороны, он не имеет какой-либо истории создания. Но, по мнению некоторых современников писателя, за основу легла трагическая история из детства Искандера. Но ее подробностей мы никогда не узнаем.

Вообще детская проза — визитная карточка Фазиля Искандера, хоть и первую волну известности автор получил из-за взрослой прозы. «Тринадцатый подвиг Геракла» впервые появился на страницах «Сельской молодежи» в первой половине 60-х годов прошлого века. Искандер решил обратиться к своим маленьким читателям для того, чтобы привить им общепринятые ценности и нормы морали, помочь вырасти достойными людьми.

Несмотря на то, что произведение создано достаточно давно, его все еще принято считать современной прозой. Жанр произведения — рассказ, и выбран он не случайно. Детям гораздо проще уловить основную мысль маленького произведения и верно ее истолковать.

Автор переносит нас в непростое время, когда на территории Советского союза была Великая Отечественная война. Тяжело было всем, и дети исключением не стали. Одним из таких детей и стал герой произведения. Только повествование ведется от лица уже выросшего мужчины, который вспоминает свои школьные годы.

В пятом классе у мальчика был учитель по имени Харлампий Диогенович, и обычным его назвать было никак нельзя. Он очень любил свой предмет и изо всех сил старался сделать так, чтобы дети его тоже полюбили. Он не любил кричать или наказывать, а вот пошутить и разрядить обстановку умел, и делал это с удовольствием. Ребятам такое поведение учителя нравилось, поэтому его предмет все учили с удовольствием. Многие в классе имели свои прозвища, которые не были обидными, а замечания заставляли весь класс смеяться. То есть, Харлампий Диогенович отдал предпочтение своей системе, нежели общепринятым запугиваниям и крикам.

Не трудно понять, что название отсылает читателя к Древнегреческим мифам, как и отчество школьного учителя. Но почему «Тринадцатый подвиг», если Геракл совершил всего двенадцать? Автор, сродни со своим героем-учителем, проводит тонкую и слегка философскую грань, называя подвигом проявление трусости одного из учеников.

Несмотря на такую шутку, мальчик не обиделся. Харлампий Диогенович стал тем единственным для него учителем, уроки которого запоминаются на долгое время. Это касается не только его предмета, но и жизненных уроков. В такой мелочи и заключается суть всего рассказа: из ребенка можно вырастить достойного человека не с помощью ругани и криков. Нужно уметь подбирать к каждому ребенку свой ключик, бороться с его недобросовестностью добрыми и положительными примерами.

Ложь, предательство и несправедливость — это то, что встречается в жизни человека на всем его пути. И вот на примере Харлампия Диогеновича Искандер показывает, как стоит выходить из таких ситуаций. Писатель создал еще множество детских произведений, но это особенно хорошо помогает понять детям нравственность.

Искренность помогает бороться с детскими страхами и обманом. Да и доля юмора в отношении с ребенком не повредит, тогда он сможет понять, что бояться или ошибаться — это не плохо. В случае такого общения с подрастающим поколением взрослые смогут увидеть в нем самые ценные человеческие качества — честность и доброту к себе и окружающим. К тому же, дети начнут понимать, что безобидный юмор как над другими, так и над собой помогает справиться с ошибками, исправить плохие качества и даже стать лучше.

Оцените статью
Добавить комментарий