Рассказ «Бирюк» — один из многих очерков крестьянской и помещичьей жизни, так живо описанной Тургеневым в его «Охотничьих записках». Этот сборник понаделал шума в свое время, стал настоящим открытием, потрясением в России. Главный пафос всех «Охотничьих записок» — открытие многообразия человеческих типов русской деревни. До Тургенева все воспринимали крепостных как единую, безликую человеческую массу, почти лишенную чувств и характеров. Русский крестьянин был мертв не только для закона империи, но и для ее литературы, упивавшейся аристократической сложностью и утонченностью дворянских характеров.
И вдруг появляется писатель, для которого русский мужик так же велик, сложен, полон духовного величия, как и просвещенный городской житель. Более того, иной раз он гораздо сложнее и тоньше, чем те, кто владеет им как собственностью, как вещью, как животным и орудием труда. Это великое произведение литературы написано не просто с огромным состраданием к народной долей, но со жгучим стыдом за дикость российской жизни – стыдом перед Европой, перед всем человечеством, перед самим собой и перед Богом, наконец. Именно с этой мыслью создан и один из сильнейших рассказов сборника – «Бирюк».
Смысл названия Бирюк
Бирюком называли нелюдимого, хмурого человека, сторонящегося общества, жившего на отшибе, мрачного характером и вечно насупленного. Именно эту кличку дали герою рассказа, крестьянину-леснику, местные крестьяне. Рассказчик встречается с лесником Фомой Кузьмичом, случайно заплутав в лесу. Лесник, охраняющий барские угодья, приводит барина к себе в избу – ехать на ночь глядя не стоит. Именно здесь, в крестьянской избе начинает свои горькие размышления рассказчик.
Сюжет рассказа Бирюк
В доме царит такая нищета, что сердце ноет: «невесело войти ночью в мужицкую избу», освещенную одной лучиной. Но даже при свете убогой лучины видит охотник, что сам Бирюк – человек силы и стати необыкновенной: высокий, могучий, с живыми карими глазами и черной бородой в пол-лица. В нем чувствуется внутренняя сила, и не только физическая.
Далее охотник вникает и в прочие скорбные обстоятельства жизни Фомы-Бирюка… Жена сбежала из этой бедности с проезжим мещанином, бросив не только мужа, но и двоих малых детей – девочку лет 12-и и сына-младенца. Семья живет впроголодь, нет даже чая, чтобы барина угостить.
При этом Бирюк надзирает за огромными лесными богатствами и при желании мог бы брать мзду с браконьеров. Но перед нами глубоко порядочный человек, словно рожденный для того, чтобы блюсти закон, не позволяя нарушать его всем прочим. Недаром окрестные крестьяне хоть и с уважением, но злобно судачат о Фоме, его тяжелом характере, о том, что и сам не живет, и другим спуску не дает, ни одного деревца срубить не позволит. Чужая собственность, не полагается!
Что ж, разве плохо человеку блюсти закон? О том, каково это, рассказывает следующий эпизод. Натренированный слух Бирюка слышит дальний звук топора. Лесник мгновенно определяет, что где-то рубят дерево и немедленно туда отправляется – ловить браконьера. Охотник увязывается следом. Действительно, в чаще Бирюк повязывает деревенского мужичка, пришедшего в мрачную и ветреную ночь срубить дерево. Берет его вместе с лошадью и тащит к себе в избу, чтобы утром сдать куда следует – за нарушение законов и правил.
Смысл рассказа Бирюк
Охотник все это время просит лесника отпустить мужичка, обещая заплатить. Но принцип есть принцип, а закон для всех один. Лесник неумолим. Мужичок, понимая, сколь незавидна его участь, молит Бирюка о пощаде, жалуясь на тяжелую жизнь. И по жалкому виду крестьянина мы понимаем, что он не преувеличивает своих бедствий. Вот только лесник прощать его не намерен. И тогда несчастный мужичок, которому нечего терять, разражается проклятиями.
Он и смерти не боится – ведь теперь у него, браконьера, отнимут единственную лошадь, на которой он приехал в барский лес. А без лошади и без того нищему семейству – смерть. И баба, и детки – все по миру пойдут. Грозный Бирюк тоже понимает это. Нелегко ему приходится: врожденное чувство порядка вступает в жестокое противоречие с человечностью, которой полон этот суровый, неразговорчивый человек. Да и сам он, разве не так же нищ, как этот жалкий браконьер поневоле?
Смысл финала
Тут всякий – и рассказчик, и Бирюк, и браконьер, и читатель – понимает, что законы человеческие в этой ужасной, нищей и подневольной жизни вступают в противоречие с законами божескими, христианскими. Что как бы ни был виноват крестьянин, а другого выхода у него не было, кроме как украсть. Разве есть у него собственные лесные угодья или хоть копеечка денег, чтобы добыть дров семье? Ничего у него нет. И вот Бирюк так же мрачно, молча отпускает мужика вместе с его лошадью.
Вот о чем этот рассказ… Он о том, что истинное преступление – не воровство чужого леса, но сам порядок вещей, при котором люди обречены на столь жалкую судьбу, на нищету и голод. Главное преступление – это закон крепостного права, противный человеческой совести, уму и сердцу.