Русский советский писатель, публицист, журналист, военный корреспондент, участник Великой Отечественной войны Андрей Платонович Платонов написал «Возвращение» в 1946 году. Рассказ повествует о том, что война с фашистами внутренне опустошила советских людей, исковеркала не одну судьбу.
После долгой разлуки и тяжелых испытаний военного времени родные люди отвыкали друг от друга и превращались в чужаков, между ними возникали непреодолимые преграды и пропасть непонимания. «Как возродить мирную жизнь?» ‒ задумывается пришедший домой с фронта Алексей Иванов. Связи в семье разрушены и кажется, что смысл совместной жизни утрачен.
Суть происходящих в рассказе событий
Приезд домой демобилизованного капитана Советской Армии оказывается безрадостным и даже неприятным. Семья, привыкшая жить без него, разочаровывает Алексея, а он своим характером и поведением огорчает жену и детей.
Фронтовику казалось, что он вернётся в свой прежний мир, в котором жил до наступления войны и к тому, каким он был раньше. Но за время его отсутствия здесь всё изменилось. Да и он слишком отвык от мирной жизни. И потому родной дом ему чужд и не совсем понятен.
- За время разлуки изменилась супруга Люба: ночные смены на кирпичном заводе, недоедание и недосыпание сильно состарили молодую женщину. Она стесняется и сторонится мужа.
- Пятилетняя Настя, совсем не помнящая отца, напугана, боится и плачет.
- Сын Петруша, не по годам взрослый и рассудительный ‒ отнюдь не ребёнок, а вполне самостоятельный мужичок, на плечах которого лежат взрослые обязанности по дому.
Из диалогов читатель узнаёт о событиях, произошедшие за четыре долгих и трудных военных года с Алексеем, его женой и детьми. Фабула рассказа занимает всего несколько дней.
Значение названия произведения
Изначально рассказ был назван автором «Семья Ивановых». Но его пришлось существенно изменить по содержанию и иначе озаглавить, поскольку Платонов был подвергнут резкой критике за то, что поведение его героев не вписывалось в рамки «социалистического реализма». Перед читателем ‒ реальные люди с их чаяниями и заботами, непростыми характерами и недостатками, сомнениями и душевными исканиями, а вовсе не образцовая советская семья воина-победителя. В переработанном виде и уже под другим названием ‒ «Возвращение» ‒ рассказ был издан лишь в 1962 году.
Возвращение означает не только то, что герой войны (живой и здоровый!) приходит домой – с этого начинается рассказ. По мере развития сюжета читатель видит, как он физически и душевно сближается с женой и детьми, начинает их понимать и жалеть. Но это плохо получается. И Алексей готов сесть в поезд и укатить в прежнюю армейскую жизнь, к мимолётной фронтовой подруге Маше. Что он и делает в финале рассказа.
Но увидев детей, бегущих вслед за увозящим его поездом, Иванов прозревает: нельзя убежать от себя, изменить ждавшим его долгие годы родным людям. Надо прощать, верить, любить. Под окончательным возвращением понимается обретение Алексеем своей былой сущности и истинной личности. Автор пишет, что главный герой словно «коснулся жизни обнажившимся сердцем».
Такое тройное возвращение Иванова ‒ это не всё.
- Собой прежней становится его жена. В измученной лишениями, измождённой тяжелым многочасовым трудом Любови Васильевне просыпается другая женщина: миловидная и хлопотливая Люба, искреннее любящая мужа и не предавшая его духовно, несмотря на то, что в минуту отчаяния и тоски она допустила физическую измену (связь с мужчиной, который испытывал к ней тёплые чувства).
- Происходят перемены и в сыне. Обстоятельный и самостоятельный, не по годам серьёзный и прагматичный Пётр больше походил на ворчливого старика, чем на 11-летнего паренька. До приезда отца мальчик был за старшего в доме, заботился о сестрёнке, отвечал за хозяйство, пока мать была на работе. Потрясение, которое он пережил из-за ухода главы семьи, возрождает в нём ребёнка, который призывает не покидать их. Петруша отчаянно нуждается в отце.
Глубокий философский смысл рассказа Платонова заключается в том, что в семье Ивановых, пытающихся наладить послевоенную жизнь, все возвращаются к себе, обретают прежние человеческие качества. Невозвращение для каждого из них означало бы в нравственном смысле гибель на этой проклятой, искалечившей их души войне.