Смысл рассказа «Зачем я убил коростеля» Виктора Астафьева

Смысл рассказа "Зачем я убил коростеля" Виктора Астафьева Смысл книги

Виктор Петрович Астафьев как никто другой умел донести до читателя о проблемах, которые не всегда замечаются воочию, а иногда не воспринимаются или просто игнорируются. Мудрость, пришедшая с годами, часы наблюдений и размышлений над происходящим, сделали из писателя тонкого ценителя и знатока человеческой души и природы.

Рассказ «Зачем я убил коростеля» лёгок и поэтичен, но, в то же время, в нём заложена глубокая мораль и представление о человеке, как о лице, ответственном за свои действия и поступки.

В детстве многое сходит с рук, мир воспринимается как игра, в которой мы можем творить то, что вздумается, причём творить безнаказанно. Если мы и слышим слово «последствия», то, словно что-то отстранённое и не касающееся лично нас, это «что-то» быстро отлетает от наших ушей и утопает в море детской шалости и беззаботности.

Данное произведение является отрезком из жизни самого писателя. Рассказ мужчины, который вспоминает, как он, будучи ещё несмышлёным мальчишкой, одним осенним днём возвращался домой с рыбалки. Заприметивши птицу, которая, лишившись лапки, выбилась из стаи, он догнал её и забил невинное пернатое сырым удилищем. Видя, что птица уже мертва, он берёт её в руки и узнаёт в нём коростеля. Он убил коростеля! Зачем он это сделал? Мальчику стало стыдно за содеянное и, чтобы хотя бы как-то сгладить чувство вины, он выкопал ямку и похоронил её.

Годы идут, но по сей день, он размышляет над тем, что подвигло его совершить настолько бессмысленный и жестокий поступок. И это не даёт ему спокойно жить. Отвращение, угрызения совести и чувство вины, непонимание той глупости, и осознание своей антигуманности – эта плеяда чувств возникает у Астафьева при одном лишь воспоминании о том дне.

Сейчас он охотник, но никогда не стреляет, если в этом нет необходимости. Каждое лето, выходя на улицу, он стоит, в ожидании прилёта коростелей. Ему иногда кажется, что один из них и есть та птица, которую он когда-то загубил. Увидь её сейчас, он получит долгожданное прощение. Однако это иллюзия.

Автор в рассказе не зря упоминает об отношении к коростелям во Франции. В стране птицу почитают и боготворят, в её честь устраиваются празднества, где выказывают уважение её храбрости и смелости. Считается, что они не приспособлены к дальним перелётам, и долететь до самой Франции способны только самые крепкие и выносливые их представители. Таким образом, их представляют посланниками Бога, которые приносят известие о том, что он с ними, и он хранит их. На этом фоне поступок мальчика кажется ещё более неразумным.

В тексте есть попытка ответить на вопрос, ответа на которого нет: «Зачем я убил коростеля?». Действительно, зачем люди, сытые, одетые, живущие в приличных условиях, порою совершают подобные вещи? Убийство на войне происходит по понятным и естественным причинам – защитить свою Родину, защитить родных и близких, защитить свою честь и достоинство, конечной же целью является выживание. Но какой смысл заниматься этим в мирное время? Зачем убийство беззащитного существа во времена, когда в мире царит мир? Какая польза может быть от сего поступка? И тут мы видим всю абсурдность ситуации.

Никакой поступок, пусть он совершенен даже в самом глубоком детстве, не может исчезнуть бесследно. Так или иначе, на каждом из нас останутся отпечатки прошлых грехов и прегрешений, прошлых добродетелей и благодеяний. А оправдывать свою жестокость малолетством или прочими причинами было бы неправильно. Но должен ли взрослый человек отвечать за свои поступки родом из детства? Это сложный вопрос. Но что можно сказать точно, что этот человек должен извлечь урок из прошлого и взять ответственность за каждое своё деяние, смирившись с тем, что кроме себя самого никто за него не поручится.

Вы можете спросить: «Зачем вообще нужна совесть?». Не проще ли просто взять и забыть, благо память у человека не длинная, зачем мучатся из-за всяких мелочей. Но мучиться стоит, жалеть стоит, страдать стоит. Благо мы люди и в нас есть человеческое, гуманное, и мы не можем опуститься в своих поступках до самого дна, и превратить себя в дикарей, борющихся за своё выживание, только борющихся более ничтожным образом – путём убийства, бессмысленного и беспощадного.

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Екатерина

    Замечательная статья!

    Ответить
    1. Спасибо за положительный отзыв. На сайте еще много интересного)

      Ответить