Автор рассказывает о шестнадцатилетней девушке Виктории, которая связалась с плохой компанией, бросила школу и забеременела. Родители вынудили ее сделать аборт, после чего отправили к бабушке в глухую деревню «на перевоспитание». Вика не страдает угрызениями совести из-за аборта. В деревне девушке скучно: ни электричества, ни развлечений. Она ждет, когда отец заберет ее. Однажды ночью ей и бабушке Наталье не спится, они начинают женский откровенный разговор.
Бабушка рассказывает о своих жизненных ценностях, Вика — о своих. У девушки ценности еще не сформированы в силу юного возраста, однако она активно защищает идеи своего поколения — о женской самостоятельности и независимости. Девушке кажется, что бабушка ничего не понимает, но ей очень интересно, как люди жили и любили во время Великой Отечественной и в послевоенные годы.
Наталья рассказывает свою непростую историю — как она трижды была замужем, похоронила всех трех мужей. Вику поражает рассказ. Оказывается, женщины и раньше были сильными! Но по-другому, не как в наше время. Поколение Виктории силу видит в женской самостоятельности и независимости, а поколение бабушки Наташи — в бескорыстной любви, преодолении трудностей совместно с мужем, семьей.
В чем смысл рассказа?
В рассказе автор показывает читателю столкновение идей двух поколений: старого поколения, времен Великой отечественной и послевоенных лет, в лице бабушки Натальи, и молодого поколения, 80-90х годов, в лице ее внучки Вики.
Споры идут о жизненно важных вещах — женском предназначении, ценностях, отношении с мужчинами. Бабушка не призывает внучку хранить верность одному-единственному, у нее самой не получилось так сделать в силу обстоятельств, о чем она и поведала внучке. Но Наталья говорит Вике, чтоб без любви с мужчиной в постель не ложилась, не жила вместе — непорядочно это. Рассказала Наталья и про целомудрие, внучка не понимала, что это и для чего нужно женщине. Целомудрие, в понимании бабушки — не совсем невинность, сохраняемая до брака, как принято считать. Это, скорее, верность и любовь к одному мужчине, который рядом.
Вика же, выросшая во время более свободных нравов, не согласна с бабушкой. Она считает, что главное качество в женщине — целеустремленность, а не любовь к единственному мужу и домашнее хозяйство. Она объясняет бабушке, какой она представляет себе целеустремленную женщину (вероятно, сама хочет быть именно такой). Бабушка смеется и сравнивает такую женщину с гончей собакой: бежит, сама не зная, куда и зачем. А остановиться и вокруг посмотреть — страшно.
Наталья и Вика так и не сходятся на чем-то общем, каждая остается при своем мнении. Возможно, Виктория запомнит опыт бабушки и задумается, как строить дальше свою жизнь, как выбирать мужчину. Бабушка мудра и хорошо понимает: чтоб научить чему-то подростка, нельзя читать ему нотации в назидательном тоне. Лучший метод — это спокойный разговор с примерами, в данном случае наглядный пример — судьба самой Натальи.
Бабушка не укоряет внучку за аборт прямо, однако наталкивает девушку на мысль, что считает это дело греховным, скверным. Люди, чье сердце наполнено любовью, так не поступят, не убьют невинное дитя.
Победителей в войне поколений в этой истории не было, но бабушка ненавязчиво дала внучке отличный жизненный урок, который той запомнится надолго.
Чему учит читателя рассказ?
В-первых, в диалогах Вики и Натальи автор дает читателю интересную информацию о ценностях различных поколений, об опыте женщин, их отношении к мужчинам. Очень интересно читать историю Натальи — о ее чувствах и судьбе, которая раз за разом подбрасывала ей нового спутника жизни, безжалостно отнимая предыдущего.
Во-вторых, рассказ учит, как надо разговаривать с подростками для того, чтоб они не проявляли протест, а внимательно слушали взрослого и сами открывались: спокойно, на равных, с интересными примерами.
В-третьих, рассказ учит тому, что жить надо в любви. У любви много различных проявлений, не всегда они явные: чтоб жить вместе, нужно чувствовать близкого человека. Чувствовать его потребности, его любовь и отдавать ему свою. Отдавать в любви не менее важно, чем получать.