Владимир Крупин — российский писатель 20 века, написал цикл замечательных рассказов о доброте и человечности. Один из них — о судьбе Жени Касаткина, мальчика, умершего от порока сердца, не окончив 7 классов. Автор рассказов был глубоко верующим человеком, христианином, в его произведениях прослеживаются церковные мотивы. Владимир Крупин призывал людей к сочувствию, эмпатии.
Содержание рассказа
Женя Касаткин — не совсем обычный ученик 7 класса. Мальчик тяжело болен, часто лежит в больницах. Из-за порока сердца врачи запрещают ему перетруждаться, проявлять физическую активность. Мальчик не посещает физкультуру, зато в других предметах очень успешен — умнее своих одноклассников.
Несмотря на частое отсутствие в школе, он находит себе друга. Это сосед Жени по парте, мальчик, от лица которого ведется рассказ. Другие дети в классе тоже хорошо относятся к Жене.
Действие происходит в апреле, снег еще не до конца сошел. Рассказчик вместе с Женей пошли к лесному ручью, чтоб половить усачей — маленьких рыбешек. На улице стало теплее, мальчишки решили пойти босиком. Но вода в ручье проточная, холодная. Рассказчик часто выходит на берег погреть ноги. Женя же настолько увлечен ловлей усачей, настолько рад, что у него получается, что проводит в холодной воде слишком много времени. Вскоре Женю вновь кладут в больницу, одноклассники дружно приходят его навестить. Через несколько дней мальчик умирает. Хоронили всем классом, сверстники Жени тяжело перенесли потерю друга: рассказ заканчивается тем, что мальчишки пинают снег, в тоске и бессилии.
Смысл рассказа
В рассказе затрагивается несколько тем, очень важных для формирования мировоззрения ребенка (рассказ написан для школьников).
Во-первых, это тема ребенка, не похожего на сверстников. В каждом коллективе есть человек, который чем-то сильно отличается от остальных. Таким был и Женя Касаткин. Он был очень умный мальчик, даже изобрел свою авторучку, но порок сердца сделал его практически инвалидом. Женя старался ни в чем не отставать от сверстников ,однако это было невозможно. Но над ним никто не смеялся, мальчики из класса с ним дружили. Нельзя смеяться над больным ребенком, инвалидом, это такой же человек, как и все остальные, но с рядом особенностей.
Во-вторых, помимо темы принятия людей с особенностями, затрагивается тема искренней дружбы в детском коллективе. Дружба не из-за вещей, не из-за того, что кому-то что-то интересное купили родители. В рассказе описана бескорыстная и искренняя дружба мальчишек, которые вместе придумывают себе веселые развлечения. Когда Женя попадает в больницу, друзья навещают его, поддерживают, предлагают поделиться жареным луком — тем вкусненьким, что у них есть. На похоронах друзья Жени скорбят, как умеют дети в их возрасте. Несмотря на страх, неумение принять чью-то смерть, одноклассники приходят на похороны, чтоб проститься с погибшим другом.
В-третьих, в рассказе говорится о неизбежности смерти и о выполнении своего предназначения в жизни. Иногда люди надеются на чудо, а чудес не происходит, болезнь берет верх над человеком. Близкие простились с Женей со смирением, он навсегда останется в их памяти светлым, веселым, сильным мальчиком. Он за 13-14 лет сделал в жизни настолько много, насколько мог.
Что автор хотел сказать читателям рассказа?
Рассказ производит очень сильное впечатление на читателя, потому что в нем гибнет ребенок. Но, благодаря глубоким мыслям, которые вложил Владимир Крупин в свой рассказ, он не оставляет о себе тяжелого впечатления. Несмотря на раннюю гибель Жени Касаткина, автор показал нам, что мальчик прожил жизнь не зря: нашел себе настоящих друзей, многому научился, многое успел сделать. Возможно, Женя и не проявил бы своих неординарных способностей, если бы не знал о своей болезни. В таком случае он не имел бы столь огромной жажды к жизни.