Роман «Милый друг» был создан французским писателем Ги де Мопассаном в 1885 году. Изначально он выпускался фельетонами в одной из парижских газет. Это одно из самых антибуржуазных произведений в мире литературы. По сюжету этого романа было отснято 6 экранизаций, а также были многочисленные переиздания печатной версии. Это считается большим успехом. Автор соприкасается сразу с несколькими классическими вопросами, которые актуальны и в наше время. На примере главного героя романа — Жоржа Дюруа, автор показывает человеческую натуру, которая оказалась сплошь изъедена материалистически направленным миром, словно червивое яблоко. Социальная критика отражена в данном произведении особенно явственно.
Роман «Милый друг» стал одним из первых, где раскрыт механизм воздействия финансового капитала на начавшийся передел мира в империалистическую эпоху.
По сюжету Жорж Дюруа проходит свою жизненную стезю от сына простого трактирщика, затем рядового военного до редактора самой престижной французской газеты. К тому же Дюруа становится зятем миллионера, который еще и претендует на пост депутата. Изначально мечты Дюруа были обыденными и приземленными. Он был счастлив лишь от того, что у него была возможность каждый день прокормить себя. Но по мере того, как он обрастал социальными достижениями количество и качество его желаний увеличивалось, становясь все более смелыми и амбициозными. Силы к стремлениям ему придавало отнюдь не чувство саморазвития и становления на ноги как личности, а всепожирающее чувство зависти. Он завидовал буквально всем, кто имел титулы или богатство: социальному статусу Форестье, баснословному состоянию Вальтера, статусу министра, которым обладал Ларош-Матье.
Изначально Дюруа пытается добиться признания в обществе и финансовой независимости своими силами. Но он не обладает ни должным образованием, ни манерами, у него нет и гроша за спиной. Единственная его сила — это привлекательная внешность и молодость. Он понимает насколько скрупулезная работа должна быть проведена для самореализации в жизни, требующая каждодневного труда над собой и непосильных для него усилий. И в его голове зарождается меркантильная мысль, которая могла бы доставить его к цели: неплохо бы найти богатую пассию, умную и влиятельную в обществе. Перед ним начинает проноситься целый сонм женщин, от легкодоступных до светских дам, с которыми он поступал бесчестно, грубо, несправедливо, одурманенный своей мыслью о выгодной женитьбе. Герой романа желал найти лишь ту, которая наградит его возможностями для достижения поставленных целей. По большому счету Дюруа были важны лишь плотские утехи и его корыстные намерения.
Многие из основных персонажей романа поверили Дюруа, благодаря его умению общаться. Но практически с самого начала становится понятно, что сила его слов отнюдь не созидательна. Дюруа ни в коей мере не мучает совесть, он оказался одержим легкомыслием, равняясь не на положительных героев, а на тех, кто в надежде разбогатеть не страшился измен, предательства, обмана. Он выбрал самый легкий способ для воплощения своей мечты в реальность. Дюруа собственноручно превратил себя в объект продажи. Он отверг все элементарные нормы приличия — верность, честность, честь, дружбу в угоду ведущим его мыслям о значимости в социуме и обогащению. В последовательности своих действий он не имел при этом ни точки опоры, ни идеалов.
На фоне похождений Дюруа Ги де Мопассан раскрывает драму повседневной жизни, социальной среды, которая во многом определяет характер героев. Перед читателем чередой проходят образы чиновников, дельцов, аристократов, маклеров, светских тусовщиков, комиссаров и дипломатов. Каждый без исключения живет согласно законам буржуазного общества, где все можно продать и купить, а авторитет человека соизмеряется величиной капитала за его спиной. Правит в таком обществе успех и признание. Богатство бесстыдно выставляется на показ. Мопассану удалось прекрасно создать представление об обществе буржуа, реалистично описать весь этот несправедливый продажный мир и магическую силу денег.
Проблематика романа включает и моральные, и социальные, и религиозные вопросы. Критикуется общество Франции конца ХIХ века, развращенное деньгами, беспринципными нравами и безудержной погоней за властью. Характер Дюруа словно символ эпохи. Автор предельно ясен в своей антипатии к герою. Сосредоточив внимание на одном персонаже, Мопассан распахнул занавес кулуарной и беспринципной жизни огромного пласта социума.