Роман Ивана Александровича Гончарова «Обрыв» был изначально задуман еще в 1849 году и тогда имел название «Художник». Произведение в жанре психологического романа концентрировалось на внутренних конфликтах героев и внутреннем их изменении в зависимости от происходящей в их жизни личной внешней драмы. Как и два других произведения его, если можно так сказать, трилогии об изменении русской жизни, «Обыкновенная история» и «Обломов», роман рассматривает происходящие в обществе и в душах людей изменения. «Обрыв» был завершен в 1969 году. Такая долгая работа над романом обусловлена кругосветным путешествием писателя и его конфликтом с Тургеневым. За время написания роман сменил несколько названий, но конечному замыслу соответствовало название «Обрыв».
Жанровые и стилистические особенности романа «Обрыв»
Жанр психологического реализма, в котором написан роман, предполагает, что внешние события вокруг героев лишь обрамляют внутренние личностные изменения персонажей. В таком же жанре написан и роман «Обломов», являющийся одним из наиболее известных произведений Гончарова. Литературоведы и критики при анализе романа отмечают резкую смену ритма повествования в его частях, а также некоторые черты барокко в стилистике. Сам Гончаров также признавался, что у него были проблемы с объединением разрозненных частей романа и множества героев в одно целостное произведение. Кроме того, стоит отметить искусное использование Гончаровым портретных характеристик персонажей для создания психологического образа героев и точной передачи их характеров.
Проблематика в романе «Обрыв»
В романе поднимаются проблемы старой и новой нравственности и морали. Двойственная мораль, которую диктует общество, возмущает Гончарова, и она создает в «Обрыве» целую плеяду благонадежных для общества героев со своими скелетами в шкафу и со своими неприглядными тайнами. И также он выражает в своем произведении конфликт старого и нового, разницу мнений, различия морали и нравственности у людей, которые находятся в различных условиях и имеют различное воспитание.
Сюжет и смысл романа «Обрыв»
Основным героем романа является Райский, который ищет материал для написания своего романа. Но этот роман – не только литературное произведение, но и любовная история, и каждый раз героинями его романа становятся новые женщины, которые захватывают его внимание и воображение. И каждый раз роман его остается недописанным: к каждой женщине он охладевает, когда та ему отказывает.
Самым важным символом романа является обрыв. Это и обрыв старого, которое нужно отбросить и начать жить по-новому, и обрыв любовных связей Райского, которые вечно не приходят к счастливому финалу, и постоянно неоконченная, оборванная сюжетная линия его романа… Обрыв в произведении Обломова многогранен и имеет очень много оттенков смысла.
Образ обрыва также особенно подходит для описания морального перерождения всех героев. Все они стоят перед обрывом, за которым неизвестность, и им предоставлен выбор, жить по-старому в изменившихся условиях, или избрать для себя что-то новое и переродиться. Для некоторых героев принятие нового означает принятие себя, психологический рост и признание своих ошибок, для других это новое сопряжено с тяжелыми моральными потрясениями.
Финал романа остается открытым. Гончаров в «Обрыве» позволяет читателю самому представить, как сложится судьба героев после их решений и изменений, описанных в романе. И в то же время к концу «Обрыва», хотя судьба героев не всегда однозначно ясна, намечаются дальнейшие вехи происходящего с ними. Так, читатель почти однозначно может понять, что Райский не меняется, и его решение «лепить» и переезд в Италию также не принесут ему успеха и оборвутся, как до этого попытки стать писателем и художником.