Сказка «Федорино горе» Корнея Чуковского, казалось бы, проста и понятна даже самым юным читателям. Но, как и большинство сказок, она многослойна, и хранит в себе неочевидный секрет.
На первый взгляд «Федорино горе» — это манифест чистоты. Детей в цивилизованных странах принято приучать к элементарным правилам гигиены с младенчества, поэтому сказок о «неряхах-замарахах» по всему миру предостаточно. Основная цель у них: показать читателю, насколько неприятным для общества может стать человек, если он начнёт пренебрегать уходом за собой и своим жилищем.
Да, люди существа социальные, и часто не страх опасных болезней и микробов пугает условного ребёнка, а страх быть осмеянным. Именно этот приём использует Чуковский, чтобы «наказать» Федору. Старушка, которая годами копила пыль, грязь и тараканов не заболела в этих антисанитарных условиях – она стала посмешищем. Вся её посуда и утварь сбежали из дома прямиком по улице, где любой прохожий (в данной сказке людей заменили животными) мог поинтересоваться, что происходит и бросить осуждающий взгляд на Федору. Старушка же полностью принимает свой позор: идёт вслед за посудой, причитая и умоляя вернуться.
Жалко ли читателю Федору в данной ситуации? Да, несомненно жаль, хотя даже ребёнок, открывший эту сказку, понимает, что старушка сама довела ситуацию до критической точки, за что теперь и расплачивается.
Посочувствовать можно и посуде, которая столько лет терпела настоящие издевательства, но хотя бы в привычных для себя условиях, а теперь должна обрести самостоятельность, не свойственную этим предметам обихода.
Сказка завершается на позитивной ноте. Федора раскаивается и не бросает свою посуду, обещая заботиться о ней как следует, если та «воротится домой». Разгулявшиеся тарелки да плошки тоже не в восторге от необходимости скакать по полям, по лугам, по болотам, поэтому хотят поверить своей старой владелице, и возвращаются. Старушка не обманывает их ожиданий, и наводит образцовую чистоту в доме, чистит посуду до блеска и, наконец-то, получает уважительное обращение от неё «Федора Егоровна».
Простая и понятная сказка? На первый взгляд. Если вглядываться глубже и посмотреть, в каком году она была написана, всё становится не столь однозначным.
Чуковский написал «Федорино Горе» в 1926 году, вскорости после Октябрьской революции, итогом которой стало свержение Временного правительства и установление власти большевиков — Советской власти. Что же произошло в стране? Если выражаться простым языком советского человека, Народ устал от беспредела монархии, а следом и неустойчивого Временного правительства. В стране царили хаос и неопределённость, которые вполне можно сравнить с застоявшейся, накопленной годами грязью и тараканами. И вот у простых людей лопнуло терпение, и они… решительно выступили против. В сказке посуда совершила для себя исключительный поступок – сбежала, хотя у неё даже нет ног. Советский народ рассматривал революцию, как схожую точку кипения, когда никаких сил терпеть происходящее уже не осталось, и нужно было срочно брать свою судьбу в собственные руки.
Читатель может возразить, что посуда в конце сказки вернулась обратно к Федоре, а советский народ выбрал себе совершенной иной путь развития, чем прежде. Но если бы посуда сбежала к хорошей и чистоплотной соседке Федоры – пострадала бы поучительная часть сказки о чистоте. Поэтому Федора вовремя «одумалась», стала совершенно «другой». Она даже приобрела новое имя «Федора Егоровна». Власть сменилась, пообещала любить и беречь свой народ, и вернула себе его преданность.
Вот такое скользкое второе дно у сказки «Федорино горе». Оно было понятно советским гражданам, которые только-только пережили революцию, но потерялось со временем и с изменением политического строя.