Сказка «Малахитовая шкатулка» входит в большой сборник рассказов Павла Бажова и является продолжением предыдущей сказки из этого же сборника «Хозяйка медной горы», в которой и завязывается основной узел её сюжета.
Большинство сказок Бажова рассказывают о талантливых, одарённых и честных людях из простого народа, которым приходится явно или скрытно противостоять крепостному праву. Но «Малахитовая шкатулка» — особенная сказка. Она затрагивает редкую в литературе (и уж тем более в сказках) тему становления независимой женщины.
Для времён, описываемых Бажовым, самостоятельная и сильная женщина – это что-то из области фантастики. Или хотя бы мистики. Что мы, собственно, и наблюдаем в «Малахитовой шкатулке», потому что главная героиня… не совсем человек.
Видимо, данный приём был необходим, чтобы оправдать перед читателем неестественное для того времени поведение главной героини. В то же время о мистической природе девушки не говорится в открытую: читателю остаётся лишь догадываться об этом, основываясь на предыдущей сказке, а также на впечатлениях других персонажей. Такое балансирование на грани мистики и реальности позволяет сказке говорить о действительно важных, может быть, провокационных вещах свободно, не боясь осуждения.
Но обо всём по порядку. Главная героиня сказки – Татьяна – дочь бывшего крепостного, который заслужил вольную себе и жене, работая на малахитовых рудниках. Поговаривали, что заработал он себе вольную при помощи Хозяйки Медной Горы – мистической владелицы местных гор, которая испытывала интерес к заявившимся в её владения людям. Говорили люди и о том, что погиб отец Татьяны, якобы, по вине всё той же Хозяйки.
Татьяна была младшей и единственной дочерью Степана, и с детства отличалась неестественной для тех краёв красотой. Характером девушка тоже очень отличалась от своих сверстниц. Девушку не интересовали игры и подружки; равнодушна она была и к парням, которые ходили свататься, привлечённые не только её красотой, но и необыкновенным талантом вышивальщицы. Единственное, что девушка, казалось, любила – это наряжаться в оставшиеся от отца малахитовые украшения, которые мать хранила в шкатулке.
Такая холодность девушки вызывала у людей тревогу. Тот факт, что она не стремилась выйти замуж, не искала выгоды и не хотела переступать через себя, даже когда к ней пришёл свататься богатый барин – казался неестественным. Татьяну не интересовали богатства женихов – у неё отбоя не было от постоянных заказов на шёлковое шитьё, и девушка ни в чём не нуждалась. А излишества, которыми похвалялся перед ней барин, казались ей нелепыми и пошлыми.
Да, Татьяна предстаёт перед читателем будто бы лишённой всякого чувства, но в то же время девушка с самого детства сильно тосковала по рано ушедшему отцу, и в память о нём хотела посетить дворец в Петербурге: посмотреть палату, полностью отделанную малахитом, который добыл её отец. Для крепостной крестьянки попасть во дворец к Царице – невыполнимая задача. Поэтому Татьяна всё же решается на помолвку с барином при условии, что тот поможет выполнить её мечту.
Итог у сказки трагичный, если опустить мистическую составляющую.
По сюжету Татьяна, обманутая барином, всё же попадает в палату с малахитовыми колоннами и исчезает в камне навсегда, возвращаясь к Хозяйке Медной Горы.
Но если опустить сказочную часть, в сухом остатке остаётся история независимой женщины, которую из-за её красоты и крутого нрава не принимали даже близкие люди. Единожды поступившись своими принципами и понадеявшись на неблагонадёжного мужчину, эта женщина оказывается им обманута. И она исчезает в небытие, неприкаянная и непонятая.