«Сказка о жабе и розе» – короткая, но очень трогательная история, написанная писателем Всеволодом Гаршиным. Ее сюжет на первый взгляд может показаться крайне бесхитростным, но за кажущейся простотой таится глубокий нравственный смысл сказки, который делает ее не только поучительной для детей – тут и взрослому есть над чем подумать.
В заброшенном саду, среди запущенности и сорных трав, расцвела прекрасная роза – воплощение совершенства и спасительной красоты, чудесный бутон и нежный аромат которой словно преобразил заброшенное место. Однако не все были рады волшебной красоте и радости, которые цветок дарил миру просто так, следуя своей нехитрой природе. Безобразная злобная жаба, чья жизнь была примитивна и низменна (низменна буквально – жаба даже никогда не смотрела вверх, ползая но земле) была очарована розой. Но не имея возможности выразить свое чувство иначе, жаба задается целью завладеть розой и уничтожить ее – чтобы достичь этой цели, жаба даже готова пожертвовать собственным комфортом и приложить значительные усилия.
Эти образы сказки просты, но символичны. Роза тут – не просто символ красоты, но и символ радости, добра, которым противопоставлено уродство, злоба, которое олицетворяет жаба. Любой злобной натуре добро ненавистно, естественная реакция темной, низменной души на прекрасное – не преображение, изменение к лучшему, а инстинктивное желание подавить, изуродовать, уничтожить то, что излучает свет и несет благо: ненависть никогда не созидает, а лишь разрушает.
Центральный образ сказки – фигура маленького Васи, мальчика, трагичный конец короткой жизни которого и помогает раскрыть истинный смысл сказки и жабе и розе. Раньше Вася часто бывал в саду – кроткий и задумчивый ребенок интересовался всем, что его окружает, наблюдал за растениями, насекомыми, животными. Но очень скоро сад заскучал без мальчика: Вася заболел, слабел и уже не мог выходить на так любимые им прогулки, от которых остались лишь воспоминания.
Примечательно, что болезнь ребенка и нарастающая опасность для розы в саду развиваются параллельно: недуг Васи прогрессирует и тот уже не покидает постели, у которой дежурит его сестра, а в саду, в который уже никогда не вернется его маленький хозяин, жаба снова и снова предпринимает попытки уничтожить розу. Символична и одновременная смерть ребенка и цветка: исполнив последнюю волю умирающего Васи, его сестра избавляет розу от гибели в лапах мерзкой жабы. Цветок погибает, однако гибель его приобретает важный смысл: он жертвует собой и выполняет тем самым благороднейшую из миссий, делая конец жизни мальчика светлее. Вероятно, даже закономерному, предопределенному природой увяданию в родном саду роза предпочла бы именно такую кончину – у гроба ребенка, которому она смогла принести секунды радости.
Финал сказки провозглашает важность жертвенности, человеколюбия, противостояния насилию и жестокости. По мнению автора, настоящая жизнь не должна быть просто существованием – ее необходимо наполнять смыслом. Способность на поступок, самопожертвование всегда несут свет и никогда не забываются – и роза наглядно демонстрирует это, в то время как тупое желание подавлять и присваивать ни к чему не приводят – жаба остается ни с чем. Роза была прекрасным из цветков, источала красоту и благоухание, но с легкостью рассталась с ними во имя высокой цели, и её жертва не была напрасной. Добро сильнее зла потому, что преображает мир вокруг себя, оно щедро; зло же бесплодно, его воздействие направлено лишь на разрушение и порабощение. Несмотря на то, что история завершается трагично – смертью мальчика и увяданием розы, сказка не оставляет ощущения горя: она дарит читателю ощущение мудрости жизни и непреложной закономерности бытия, согласно которой добро всегда побеждает.