Марина Цветаева — поэтесса из серебряного века русской литературы, имя которой знает почти каждый человек, обучавшийся в школе. Одно из ее стихотворений под названием «Бабушке» многие школьники учили наизусть и помнят его до сих пор. Попробуем разобраться в его значении, которое хотела передать нам известная поэтесса.
Смысл названия произведения
В целом смысл названия стихотворения очевиден. Стих посвящен бабушке, только вот ни одну из своих бабушек Марина не видела при жизни. Она ни разу не чувствовала бабушкины тепло и заботу, но однако чувствовала связь со своими предками, от которых унаследовала некоторые черты своей личности, которые помогли ей стать тем, кем она есть. Поэтому, будет вернее сказать, что поэтесса посвятила стихотворение не самой бабушке, а ее портрету, о чем мы можем понять по началу стихотворения:
«Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы…»
Написано произведение было в 1914 году, когда Цветаевой исполнилось 25 лет. В таком же возрасте погибла ее бабушка Марина Бернацкая, чей портрет постоянно висел в доме Цветаевых. Писательница вдохновилась им и решила поразмышлять, какой же была ее бабушка в юные годы, размышляя не только о внешнем сходстве, но и о внутреннем.
Смысл стихотворения
Произведение написано довольно эмоционально и чувственно, что дает читателю гораздо больше проникнуться его атмосферой и полноценно понять его посыл.
Стихотворение наталкивает читателя на мысль о непрерывной и тесной связи поколений. Совершенно неважно, жив сейчас ваш родственник или нет, видели вы его когда-нибудь или не видели, все равно он оставил в вашей судьбе определенный отпечаток, пускай и не самый большой. Цветаева же осталась верна тому мнению, что именно от бабушки ей достался этот сложный, но в то же время интересный характер. Также она отмечает, что и мировосприятием, интересами бабушка и внучка тоже схожи. Обе женщины своевольны и горды, но благодаря этому знают себе цену. Бернацкая — это двойник лирического героя стихотворения.
Поэтесса делает акцент и на противоречивости характера ее бабушки. Например, она имела и играть Шопена на фортепиано, покоряя всех своим умением, женственностью, и быть стойкой, холодной:
«Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли…
По сторонам ледяного лица
Локоны, в виде спирали…»
Однако точных черт характера своей родственницы поэтесса знать не могла, поэтому стих посвящен выдуманному и романтизированному образу, логически основанному лишь на внешнем сходстве и возможных рассказов мамы. Мать Марины также умерла, еще не успев прожить полноценную и яркую жизнь, скончавшись в возрасте 35 лет. Но с помощью средства художественной выразительности в виде оксиморона «юная бабушка», Цветаева создает не только контраст, но и дает впечатление о том, что говорит о живом человеке.
Смысл концовки стихотворения
В конце стихотворения Цветаева заканчивает основную мысль своего произведения и наталкивает читателя на явные размышления о духовной близости с родственниками строками:
«— Бабушка! — Этот жестокий мятеж
В сердце моем — не от вас ли?…»
Марина в принципе чувствовала себя «лишним человеком», что заметно отразилось на всем творчестве писательницы, и стих «Бабушке» тоже частично посвящен данной теме. Она больше ощущала себя человеком из 19-го, прошлого столетия, когда и жила ее бабушка. Двадцатый век Марина любила уже не так, потому что не могла принять нынешние жизненные обстоятельства, которые происходили из-за различных исторических событий. Ей оставалось либо смириться, либо идеализировать прошлое. Марина предпочла второй вариант и так и не смогла смириться с настоящим.