Творчество Ивана Сергеевича Тургенева всегда было переполнено обычной человеческой моралью. Автор буквально воспевал простых людей с чистой, непорочной душой. Видно, с каким трепетом он воспринимает рассказы о людской доброте. Стихотворение в прозе под названием «Два богача» — ярчайшее проявление восприятия человечности. Мы подготовили для вас анализ смысла данного стихотворения, который перевернет ваше восприятие работы. Тургенев и правда создал настоящий шедевр, достойный похвалы даже сейчас.
Смысл названия стихотворения «Два богача»
Автор рассказывает о том, что слышал про богача Ротшильда, который тратит большие суммы на детей, поддержку старых, лечение заболевших и так далее. Он хвалит этого мужчину, ведь поступки и правда достойные, однако есть одно «но».
Также он знает про бедную семью крестьян, живущих в полуразвалившемся доме. И, тем не менее, они принимают к себе осиротевшую племянницу. Жена говорит мужу, что если они возьмут Катю (племянницу), то у них не будет оставаться денег даже на соль к похлебке, на что мужчина отвечает: «Значит, будем есть без соли». Каковы же моральные ценности у этого мужчины, раз он готов отдать последнее ради ребенка, который ему даже не родной! Тогда-то автор и подводит черту, говоря, что далеко этому богачу до этого мужика.
Вот только «Два богача» — это Ротшильд и этот мужчина, вот только Ротшильд богат финансово, а мужчина богат душой! И это куда важнее всех денег мира. Да, Ротшильд отдал собственных денег куда больше обычного мужика, но вот богач поделился парой процентов от общего дохода, а простой мужик отдал абсолютно все, что имел. Действительно, далеко Ротшильду до этого мужика!
Смысл стихотворения «Два богача»
По сути, после прошлого описания сюжета смысл лежит на поверхности — нужно уметь жертвовать и быть добрым по отношению к другим. Никакие богатства не заменят простой человеческой заботы. Обычный крестьянин отдал все ради того, чтобы ребенок (племянница) росла не в одиночку. Он же мог отказаться от нее, заявив, что денег совсем нет. Но совесть не позволила этому мужчине отказать девочке.
Смог бы так поступить этот Ротшильд? Вряд ли. Если сейчас, когда у него все есть, он выделяет лишь часть от дохода на добрые дела, то в тяжелые периоды он не сможет быть таким же «добрым». Несомненно, благотворительность — это хорошо, но его жертва куда меньше той, что была принесена этим мужчиной. И Тургенев гордится, что у нас еще такие мужики! Это и правда повод для настоящей гордости, ведь это значит, что не потеряны еще поколения. Вот только жаль, что настолько добрые люди, как правило, являются бедными крестьянами.
Иван Сергеевич Тургенев показал нам, что для того, чтобы стать богатым, не обязательно иметь множество денег. Главное богатство — это богатство души. Бедная семья приняла сироту-племянницу даже тогда, когда денег для этого не было. Разве это не героический поступок? Далеко не каждый сможет поступить подобным образом. Поэтому Иван Сергеевич так высоко и оценивает поступок: богач Ротшильд имел огромное количество финансов для добрых дел, а крестьянская семья — нет.