Стихотворение с экзотическим названием «Жираф» Н. Гумилев написал в 1907 году. Он как раз находился под впечатлением после своего долгого путешествия по теплым африканским странам. Колорит и самобытность тех культур разительно отличались от всего привычного, и полученные эмоции требовали выплеснуть их наружу. Стихотворение представлено в жанре элегия, где монолог лирического героя адресован опечаленной чем-то женщине, ставшей его невольной слушательницей.
Н.Гумилев побывал во многих странах, он посвятил путешествиям практически всю жизнь. Его первым увлечением была даже не литература, а изыскания того места, которое можно было бы назвать раем на земле. Отсюда его многочисленные скитания по самым отдаленным уголкам земли.
Складывается впечатление, что автор в стихотворении обращается либо к какой-то близкой подруге, либо к абсолютно незнакомой женщине, печальный и грустный вид которой очаровывает его. Лирический герой желает подарить ей лучик света и увести мысленно в таинственный и чуждый мир, где можно отвлечься от тягостных раздумий.
Беседа кажется неловкой от того, что женщине неведом тот мир, как неведом и удивительный жираф, о котором рассказывает собеседник. Складывается впечатление, что она просто слушает и не пытается понять его искренний восторг. Для женщины таинственный Чад кажется просто сказкой, которую ей рассказывают лишь для того, чтобы отвлечь от невеселых дум. Ей совсем не до этого, но воспитанность и такт не позволяют прервать собеседника. Лирический герой, увлеченный своим рассказом, не хочет замечать отстраненность дамы. Он уверен, что она прониклась его историей и теперь невыносимо желает увидеть этот мир своими глазами. Отсюда складывается неловкость всего происходящего, будто между ними прозрачная стена и каждый глух друг к другу, оставаясь при своем.
По всей видимости жираф и Африка показались Н. Гумилеву тем самым райским местом, которое он искал всю жизнь. Но для других людей, которые не покидали родного края каждая деталь монолога героя подвергается сомнению, а сам герой кажется сказочником, упорно доказывающим существование своей придуманной иллюзии. Отчасти «Жираф» — стихотворение о недоверии к словам других, либо о том, что многие настолько засиделись в своей ракушке, что не готовы воспринимать информацию о чем-то, чего не видели сами. Этому вторят и слова из стихотворения, где говорится о том, что женщина не хочет верить ни во что, кроме дождя.
Стихотворение «Жираф» аккумулирует в себе и печаль, и счастье, этакое печальное счастье. Если смотреть со стороны женщины, то все старания героя приободрить еще более усугубляют ее грустное настроение. Все прекрасные пейзажи видятся сквозь серую пелену. Если же занять позицию рядом с лирическим героем, то печаль женщины уходит на второй план и его эмоции захлестывают своими непривычными, загадочными описаниями увиденных мест. Жираф подобен волшебному существу, Чад — это зеленый оазис и нет ничего в мире важнее этого.
В стихотворении прослеживается тема мечты. Хоть герой и понимает, что идеальный мир — это утопия, но для него это не означает, что его мечта не будет исполнена. Несмотря ни на что поэт в тандеме со своим лирическим героем остаются неисправимыми романтиками. Поднимается тема суетливого существования, а «Жираф» — это попытка сбежать от реальности, попытка ощутить мечту и увлечь ею.
Гумилев утверждает ценность мечты и значимость ее достижения в жизни каждого человека. Только движение навстречу мечте могут вырвать человека из пучины однообразных будней и тревог.