С военной лирикой Александра Твардовского каждый из нас знаком со школьной скамьи. Этот человек не понаслышке знал, что значит слово «война». Поэт, писатель и журналист Александр Трифонович Твардовский в военные годы, побывал на многих фронтах. А потом отразил свои воспоминания в творчестве.
Одно из таких произведений — «Я убит подо Ржевом». Стихотворение написано как монолог лирического героя, безымянного солдата. Оно состоит из двух частей: повествования о смерти бойца и обращение к людям. И, своего рода, нравственное завещание потомкам, рассуждение о дальнейшей судьбе страны и народа.
Несмотря на то, что написано оно в 1946 году, события, описанные в нем происходят в 1942, о чем нам и сообщает автор. В том самом году Александр Твардовский работал в «Красноармейской правде» и был направлен в Ржев, где шли ожесточённые бои. Сам поэт говорил, что в основу стихотворения положены те впечатления, которые он получил в событиях Первой Ржевско-Сычевской операции. Воспоминания об этих событиях были самыми удручающими и горькими до боли в сердце для Твардовского. Кроме того, в своём произведении он отразил мысли раненого солдата Василия Бросалова, с которым журналист познакомился в госпитале. Солдат рассказывал про тот бой, про взрывы, про то как его засыпало землёй. Этот человек был одной ногой в могиле, его матери прислали похоронку. В госпитале он был тяжело раненым, и уже был готов к смерти, но все же выжил, в отличие от героя произведения.
Патриотические чувства долга перед Родиной стали темой произведения. Лирический герой призывает соотечественников жить, служить отчизне, стоять до конца. Самое страшное для солдата, это не то, что после смерти от него ничего не осталось («ни петлички ни лычки с гимнастерки моей») , а то, что после смерти, он не узнает победили ли его соратники врага. Ведь для него есть только одна награда — победа. Только она оправдать способна его смерть.
Ключевую роль в раскрытии темы играют метафоричные выражения, такие как: «корни слепые ищут корма во тьме», «речка травы прядет». Эпитеты «горькое право», «родная отчизна“ придают ещё больше эмоциональности и чувственности не простому сюжету.
Композиция стихотворения не последовательная, в нем две рассудительно-повествовательные линии, которые перекликаются между собой. Рассказ солдата о его смерти, сожаления о том, что не может больше сражаться и не знает, чем же закончится бой. Все эти чувства перекликаются с обращением к живым.
Проблематика данного стихотворения заложена в рассуждениях лирического героя о смерти и о жизни. Автор помогает читателю прочувствовать боль и горечь потерь, весь ужас тех дней.
Основная мысль стихотворения в том, чтобы напомнить людям о тех, кто погиб защищая родину, почтить их память. Призыв жить достойно, чтобы жертва была не напрасна заключен в финальных строках стихотворения.
В образе одного безымянного солдата подвиг всего народа в дни Великой Отечественной войны. В одной смерти общая трагедия. Всем живущим нужно чтить память в благодарность за мир и за Победу.