М.Ю. Лермонтов в 17 лет создал своё знаменитое произведение «Парус». В 1832 году, когда поэт прогуливался по берегу Финского залива, к нему в голову пришла мысль о написании этого стихотворения. Произведение содержит личные переживания автора. Юноша недавно бросил Московский университет. Теперь его заветная мечта стать филологом осталась в прошлом. Михаил Юрьевич переехал в Петербург. На этом настояла его бабушка, которую юноша очень любил. Но сомнения и тревоги не покидали поэта. М.Ю. Много размышлял о своей доле. Он вспоминал прошлое, думал о будущем. Именно эти спутанные мысли и легли в основу стихотворения «Парус».
Несмотря на юный возраст автора, произведение выглядит зрелым и хорошо продуманным. Яркая образность, мелодичное звучание, красочные средства выразительности. М.Ю. Лермонтов отразил в стихотворении глубину своих переживаний и эмоций.
В произведении читатель чувствует чёткое разделение лирического героя и паруса. Описание морского пейзажа чередуется с отображением внутренних терзаний и переживаний персонажа. Лирический герой наблюдает за парусом. Автора интересует именно психологическое состояние персонажа. Море в стихотворении олицетворяет жизнь. Его волны символизируют жизненные сложности, преграды, неудачи. В образе паруса читатель видит самого человека. Несмотря на то, что мы живём в обществе, ив часто бываем одиноки. Некоторые видят перед собой цель и уверенными шагами идут к ней. Но большинство из нас не знают, чего хотят достичь. Они словно оказались выброшенными в житейское море. Они настолько одиноки, что не знают, какое направление выбрать. Такие люди так и плывут по течению. Бесцельно и скучно.
Образ персонажа объединён с парусом. Их характеризует слово «одиночество». Лирический герой разочарован и подавлен. Он столкнулся с жизненной несправедливостью. Персонаж познал горечь утраты, он не видит перед собой счастливого светлого будущего. Его мучают нескончаемые вопросы, он находится в поиске самого себя. Лирический герой никак не может понять смысл своего существования. Он пытается достичь внутренней гармонии, но это путь ему ещё только предстоит пройти.
Во второй части стихотворения «Парус» читатель понимает, что персонаж устал от своего положения. Он больше не может и не хочет так жить. Лирический герой ищет спасение. Он мечтает сбросить с себя оковы одиночества и начать радоваться жизни, получая удовольствие от каждого прожитого дня. Но судьба сурова по отношению к персонажу. Встреча со стихией не облегчила душу героя. Смысл стихотворения «Узник» М.Ю. Лермонтова заключается в том, что не стоит искать счастье в окружающих людях, природе, нашем местоположении. Счастье всегда находится в самом человеке. Поняв эту простую мысли, человек может освободиться от внутренних противоречий и терзаний. Главное, жить в гармонии с самим собой, осознавать свои чувства и эмоции.
В третьей части произведения происходит очистительная буря. Персонаж стремится к душевному покою. Он мечтает достичь внутренней гармонии и умиротворения. Для этого он готов изменить свою жизнь, пересмотреть свои взгляды и приоритеты. В стихотворении «Узник» прослеживается мотив одиночества. Однако это не единственная тема, волновавшая автора. М.Ю. Лермонтов в своей работе рассмотрел проблему определения смысла человеческого существования. У каждого в жизни должна быть цель. Она может быть и не одна. Главное, это стремление человека достичь желаемого, даже если все идёт не по плану. Для этого необходимо на только мыслить и анализировать, но и действовать.