Произведение Михаила Юрьевича Лермонтова «Три пальмы», также получившее название «Восточного сказания», было написано в 1839 году, в жанре баллады.
Сюжет произведения строится вокруг судьбы трех главных героинь — растущих в аравийской пустыне прекрасных и горделивых пальм, трех неразлучных сестер. Они защищают листьями холодный ручей, который, в свою очередь, не иссушаемый солнечными лучами, омывает корни растений. Но прекрасная жизнь, прожитая пальмами, не принесла им радости. Они, достигнув преклонного возраста, начали сетовать на никчемность отведенной им земной роли: их красотой никогда не любовались и не восторгались путники, из ручья, омывающего их корни, никто не испил воды. Небо, к которому был обращен столь дерзкий упрек, не стало медлить с ответом на жалобы пальм.
Вскоре к оазису пришел огромный караван. Огромная людская толпа расположились под высокими пальмами, защищающими из от солнца, путники стали наполнять кувшины холодной водой из ручья. Однако, первоначальная радость и гордость пальм, радушно встретивших случайных гостей, была недолгой: путники, набрав в кувшины воды и устраиваясь на ночлег, изрубили на дрова трех красавиц, дабы согреться от пламени костра в холодной ночной пустыне.
Данное произведение было написано в 1839 году, во время царствования Николая I. Данный монарх, вступив на царствование в результате восстания декабристов в 1825 году, из-за чего был убежденным приверженцем самодержавия. При данном царе подавлялось всякое право на свободомыслие в обществе, были созданы институты по искоренению либеральных идей и замыслов, что, однако не радовало многих прогрессивных мыслителей той эпохи.
Вероятно, само произведение является символической отсылкой к событиям 1825 года: недовольные прежним монархом, Александром I, революционеры, позже получившие в историографии имя декабристов, в ходе попытки свержения института самодержавия получили на смену более жесткого и деспотичного правителя, полностью подчинившего себе страну. Возможен намек и на подавление восстания, вспыхнувшего в 1830 году в Польше: имеющие относительную свободу поляки, потребовавшие расширения свобод и автономных территорий, полностью их утратили на долгие годы.
Сюжет и место действия также выбраны автором не случайно. Интерес к ориентализму (научное направление, посвященное анализу истории осмысления и современных интерпретаций Западом Востока) характерен для европейской культуры XIX века в целом. Множество творческих деятелей ссылались на восточные сюжеты, брали за основу восточные мотивы, обращались к восточным зарисовкам и ритмам. Интерес к арабскому востоку, в свою очередь, связан с развитием изучения корановедения и арабскому языку, литературе.
Стоит учитывать и теологический символизм, заложенный автором в «Восточное сказание»: согласно представлениям трех авраамических религий (христианство, иудаизм и ислам), восток как часть света символизирует собой рай, плодородие и процветание, тогда как запад всегда был олицетворением ада, холода и нужды. Принимая во внимание данный контекст, балладу можно рассматривать в качестве библейской притчи, отсылающей читателей к первым людям и греху, повлекшему за собой изгнание из Эдема. Арабы, срубившие пальмы, предстают ни кем иным, как дьяволом, разлучающим человеческую душу с жизнью. Ручей, омывающий корни пальм и затем вычерпанный незваными гостями, символизирует собой божественное участие, милосердие. Он — живой дух, дарующий жизненные силы для земного существования. Однако, при добровольном совершении греха человек лишается милости Небес, то и произошло с погубленными гордячками-пальмами.
Три пальмы, выступающие символами разума, души и свободы воли, которыми обладает любой человек, сталкиваются с искушением и не могут ему противостоять. Ропот, вызванный гордыней, в итоге губит их.
Смысл финала произведения «Три пальмы»
Идея непротивлению судьбы явно отражена в данном произведении: необходимость быть покорным тому, что дано Богом, в итоге приводит к счастливой и беззаботной жизни, тогда как бунт против небес всегда становится причиной духовной, а иногда (как в случае с героинями) — телесной гибели.
Эгоизм и желание человека самому определять свою судьбу ведут в никуда. Роль пальм по защите ручья (как и главная задача человека с точки зрения религии — работа над собственной душой дл обретения спасения на небе) была проигнорирована в следствии «близорукости» взглядов пальм, пожелавших себе более значимую роль в этом мире. Автор призывает людей к покаянию и пересмотру отношения к действительно важным, на его взгляд, вещам: заботе о душе, смирении гордыни и себялюбия, несения креста, возложенного на плечи каждого из живущих с достоинством и осознанием важности уготованной ему роли.