Стихотворение “Ночь, улица, фонарь, аптека” было написано Александром Блоком в 1912 году и стало частью поэмы “Пляски смерти” в цикле сочинений “Страшный мир”. Это стихотворение написано очень лаконично и коротко — сразу и не очень понимаешь, о чем оно. Смысл настолько гармонично вписан в этих двух строфах, что разъединить его на части невозможно, иначе вся суть написанного будет утеряна.
Философское стихотворение Блока несет в себе очень глубокий смысл — оно напоминает читателю о коротком существовании человека на этой земле. Писатель в общем затрагивает тему человеческого существования не зря. Многих людей интересует вопрос о смысле жизни, почему эта жизнь так коротка и умирает ли после смерти биологической душа? Блок обобщил все эти вопросы и с помощью изображения картины ночи показал, что жизнь человека — это замкнутый круг. Она начинается с аптеки, потому что в любом случае помощь новорожденному не обойдется без применения каких-либо аптечных средств. Также она в аптеке и заканчивается — спасая человека от смерти, мы стараемся бежать по необходимое лекарство как можно быстрее, но иногда не успеваем принести их нуждающемуся.
Нет, автор не имел в виду то, что человеческая жизнь напрямую зависит от аптек. Скорее всего он хотел упомянуть о том, что в аптеках его времени продавались лекарства, которые спасали самоубийц от глупых мыслей о досрочном завершении своей жизни. Таким образом под крышей одного помещения могли одновременно находится и жизнь, и смерть.
В повествовании лирического героя читается легкая насмешка над желанием человека разорвать ход этих событий. Это невозможно — мы приходим в этот мир, чтобы когда-нибудь умереть, и позднее переродиться, выбрав для себя новую судьбу в новом для нас мире.
Безысходность человеческого существования — вот какой главный смысл этого небольшого стихотворения. Мы не можем повлиять на это никаким образом, потому что точно так же мы не сможем остановить время или запретить солнцу светить, сменяя день на ночь. Идея стихотворения более чем понятна обычному читателю, она кроется на поверхности. Для поэта было главным не то, как насытить произведение метафорами, эпитетами и сделать текст выразительным и запоминающимся, а как преподнести проблему сосуществования жизни и смерти.
У него не было задания рассказать читателю, что такое смерть и что такое жизнь, он попытался еще раз подать этот факт как константу. Мы все тленны, и когда-то наша душа покинет тело, чтобы дать жизнь другому человеку. Поэтому необходимо зацикливаться на том, какая наша душа, хорошие или плохие поступки мы совершаем, как воспринимаем и анализируем окружающий мир, как обдумываем и какие решения принимаем. Есть логическое начало нашей жизни и есть логическое завершение нашего существования. Каким оно будет и действительно ли это будет жизнь, а не унылое существование — решать только самому человеку.
Блок использует повторение слов в произведении и отображает их зеркально. Это такое символическое изображение противостояния жизни и смерти, которые взаимосвязаны между собой.