Элегия Александра Сергеевича Пушкина «Пророк» была написана после восстания декабристов, в 1826 году. Это хрестоматийное стихотворение, смысл которого не так прост и доступен, однако вполне возможно и необходимо истолковать его, поскольку произведение программное, объясняет многое в творчестве поэта.
Сюжет и смысл стихотворения Пророк
Только что расстреляны декабристы, многие из которых были друзьями Пушкина. Тяжело на сердце у поэта, скорбные мысли мучают его и не дают покоя. Мы знаем, что Александр Сергеевич действительно был близок с многими из восставших: вел с ними свободолюбивые разговоры, догадывался о грядущем восстании, хотя его не посвящали в подробности.
Перед самым восстанием поэт намеревался ехать в Петербург, однако, как он сам вспоминал позже, несколько дурных предзнаменований остановили его, он остался в деревне. Потом, узнав о восстании, он сначала сетовал, что не был в одном ряду с товарищами. Но точно ли это было необходимо? К лицу ли поэту политическая пристрастность, в этом ли его предназначение?
Мы знаем, что сам царь Николай I встретился с Пушкиным, вызвал его на откровенность и услышал всю правду. Поэт получил прощение – царь слишком хорошо понимал, сколь велика и значительна фигура творца. Это в земной жизни царь стоит над всеми подданными. Но в истории, в глазах Бога поэты и цари не только не равны – земные властители ничтожны по сравнению с теми, чьим пером водит вдохновение, божественное прозренье. Николаю хватило мудрости понять это. А Пушкину хватило ума осознать, что его истинное предназначение гораздо выше политической борьбы. И вот, рождается стих «Пророк», полный библейской важности.
Сюжет взят из книги пророка Исайи, в которой господь призывает себе пророка, простого смертного, и, очистив его от всякой земной скверны, от человеческой близорукости и ничтожности, велит говорить от имени своего. Пушкин сравнивает поэта и приходящее к нему божественное вдохновение, которое как ангел господень врывается в жизнь творца, отбрасывает прочь все его мелкие земные нужды и велит служить высшему, божественному началу.
Поэту негоже ему быть близоруким. Полет его ума равен божественной воле. Таким образом, Пушкин верит в свою священную миссию, призванность. Священный характер стихотворения обусловил все его поэтические особенности. Мы сразу сталкиваемся с необычайным обилием церковнославянских слов – это священный язык в русском православии. Воззвал, дольней лозы прозябанье, отверзлись, внять, влачиться..
Образ пустыни следует толковать двояко. Это и пустыня в буквальном смысле этого слова, куда удалился страждущий библейский пророк, что ищет божественного откровения. А для поэта это пустыня обычной человеческой жизни – бездуховной и суетной. Недаром он томится духовной жаждою.
Стих изобилует метафорами. Поэт говорит о содроганьи неба – он способен понять божественный замысел. Свое новое сердце, которое ангел дарит ему взамен вырванного человеческого, он описывает так: «угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул». То есть, сердце поэта любит и страдает не так, как простое человеческое. Оно уже сгорело, оно теперь пылает холодным огнем и способно вынести все боли мира, чтобы описать их беспристрастно, не боясь мягкосердечия и личного страдания.
Более того, теперь поэт будет глаголом жечь и сердца других людей. То есть, слово его могущественно, и оно не дает покоя смертным, потому что таково божественное предназначение поэта – как и пророка.
Вместо грешного, празднословного и лукавого языка поэту дадено «жало острыя змеи». Оно тоже никому не даст покоя. Шестикрылый серафим, прилетевший к избранному среди людей, коснулся глаз его и подарил способность видеть то, что недоступно простым смертным. Ангел прикасается к ушам творца, и теперь ему слышно все – «и гад морских подземный ход, и дольней лозы прозябанье». То есть, все, что скрыто для людских ушей, понятно поэту, он способен предвидеть.
Смысл концовки
После такого посвящения простой смертный должен умереть. И действительно, пророку кажется, что он уже погиб. Но господь велит очнуться и идти к людям, дабы возвестить им слово божие. Поэтому истинный поэт должен стоять над любой схваткой и видеть каждую из сторон беспристрастно и правдиво. Пушкин тяжело переживал своё отступничество от декабристов – как человек. Но как поэт, он понимал, насколько выше его призвание, насколько ценнее его голос, чем все политические дрязги.
Важность и возвышенность стиха во многом задается его степенным, древним ритмом – четырехстопным ямбом. Он чеканит каждое слово, каждая строка словно пылает на каменной стене огненными скрижалями. Нам прямо объясняют, что вдохновение поэта – не в его личном распоряжении. Оно приходит нежданно, как божье благословение, которое так просто не вымолить . Осознание своей высокой миссии должно наполнять поэта не гордостью, но жертвенностью и пониманием своей сверхчеловеческой судьбы. В минуты вдохновения он не владеет собой, но Дух божий говорит его устами, пишет его руками.