Повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце» в Советском Союзе была запрещена. Она считалась идеологически вредной. Конечно, за ее чтение не сажали в лагерь, как за хранение «Архипелага ГУЛАГ», но последствия могли иметь место. После гениальной экранизации повести Владимиром Бортко вся страна стала употреблять цитаты профессора Преображенского, Шарикова и Швондера. Не обошли стороной и юного Борменталя.
Мы тоже не смогли пройти мимо такого интересного героя, так что подготовили отдельную статью. Переходите по ссылке и читайте!
По своему жанру «Собачье сердце» можно считать фантастикой. Несколько произведений Булгакова имеют фантастическую либо мистическую составляющую. На самом же деле история о превращении собаки в человека является остросоциальной сатирой.
Смысл заложен в само название повести. Формально оно объясняет сюжет произведения. Собака, помимо своей воли ставшая человеком, сохраняет свою животную сущность. Более глубокий анализ показывает, как автор видит последствия октябрьского переворота, в результате которого власть досталась большевикам, подчинившим своей воле массу необразованного народа. Эта люмпенизированная сила не способна создавать, но всегда готова разрушать. Собачье сердце созданного ученым монстра и менталитет спившегося люмпена приказывают ему вести себя так, как может только получивший властные помощи обнаглевший от вседозволенности хам.
Профессор Преображенский, о котором у нас был подробный разбор, проводит успешные опыты по омоложению в середине 20-х годов в Москве. Ему не мешают, поскольку к его услугам прибегают сильные мира сего. По счастливой случайности ему подворачивается возможность провести эксперимент по пересадке человеческого гипофиза собаке. В роли донора выступает убитый в пьяной драке вор Клим Чугункин, а реципиентом становится бездомный, но совершенно беззлобный пес Шарик. Профессору невдомек, к чему приведет его опыт.
Результаты оказываются крайне неутешительными. Собака становится человеком, но не обычным членом общества, а агрессивной личностью с менталитетом люмпена. Гомункул, рожденный наукой, подвержен влиянию других людей, но из всех возможных вариантов он выбирает самый недостойный. Председатель домкома Швондер делает его пролетарием в худшем смысле этого слова. В его груди бьется доброе сердце собаки, но по своим мыслительным способностям и свойствам характера он остается Климом Чугункиным.
Дальше – больше. Появившийся неоткуда человек получает документы и становится Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, который стал героем одной из наших статей. Он начинает заниматься «общественно-полезной» деятельностью, т.е. становится живодером, отлавливающим бродячих котов. Черты Клима Чугункина вылезают наружу. Шариков начинает пить, безобразничать в квартире профессора, по-хамски вести себя с женщинами. В конце концов Преображенский не выдерживает и превращает распустившегося пролетария обратно в пса.
Смысл повести «Собачье сердце» заключается в развенчании деклараций большевиков об их намерениях построить нового мира. Такие, как Швондер, ничего хорошего создать не могут, поскольку они крайне подвержены идеологическим лозунгам и не могут мыслить самостоятельно.
Если не верите, прочтите нашу статью с подробным разбором. Уверены, что найдете там массу интересного.
Развал государства, который воочию наблюдал Булгаков, проявлялся в разных сферах. В повести акцент сделан на бытовых проблемах, которые стали возникать сразу после октябрьского переворота, и на идеологических принципах, которыми руководствовались пришедшие к власти большевики. Все отнять и поделить, уничтожить буржуев, к которым относились не только капиталисты-эксплуататоры, но и представители творческой и научной интеллигенции – такие задачи ставила перед собой новая власть. Не всегда имелось в виду физическое уничтожение – достаточно было только сломить дух свободомыслящих людей и унизить их. На тот момент профессор Преображенский имел достаточный вес как в научной среде, так и среди представителей властной элиты, но, не вызывает сомнения его дальнейшая трагическая участь.
Вторичный вопрос, затронутый в повести – этичность медицинских экспериментов над людьми. Преображенский раскаивается в своем желании создать искусственного человека и понимает, что считая себя царем и Богом природы, сильно ошибался.
В общечеловеческом смысле Булгаков хотел показать, как насильственное свержение законной власти отбросило общество назад, не позволив ему развиваться эволюционным путем, выдвинув в ряды строителей «светлого будущего» таких людей, как Шариков и Швондер.
Поверхностно берешь.
Не печатали-то Мих. Аф., прежде всего за отсутствие в его произведениях положительных персонажей (из 512 только ПОИМЕНОВАННЫХ персов МиМ — ни одного положительного, и не нужно лепить про Бездомного — какой был, таким и остался с дипломом красной профессуры в зубах).
О СС. Швондер — олицетворение системы (образно говоря — центр полянки). С двух противоположных сторон этой полянки 2 гниды — Преображенский и Шариков, причем один другого стоят. И беда в том, что Броменталь-Зина-Дарья либо уйдут на поводке Преображенского, либо переметнутся по ситуации, а Шариков все равно, рано или поздно сожрет своего Швондера.
Как дальнейшая история (с сточки зрения социологии) и показала. Так что глубоко зрел Михаил Афанасьевич.
Преображенский то почему гнида, как раз таки положительный персонаж. А в реалистичной литературе нет полностью положительных персонажей. Но коммунистам мыслящим только черно белым мышлением этого не понять
Произведение актуально до сих пор