«Тихое место. Страшные тайны» ‒ такой слоган режиссёр Д. Франко дал снятому в 2020 году хоррору, который в оригинале называется «Аренда» (The Rental). Российские локализаторы озаглавили фильм «Кто не спрятался».
Четверо миллениалов ‒ коллеги Чарли и Мина со своими вторыми половинками, женой Мишель и бойфрендом Джошем ‒ отправляются на уикенд. Бронируют через сайт роскошную виллу, берут с собой любимца-мопса, запасаются экстази и планируют на отдыхе «оторваться по полной». Однако с первых кадров становится понятно, что ребята едут туда, откуда никто из них не вернётся живым.
Но беспечную молодёжь ничто не настораживает: ни проблемы при оформлении найма, ни встретивший их пренеприятнейший лендлорд, ни внезапно пропавший в лесу пёс. Прозрение наступает лишь утром второго дня, когда Мина, принимая душ, обнаруживает скрытую видеокамеру. Один за другим герои жёсткого слэшера становятся жертвами маньяка-вуайериста.
Тихое место: смысл названия фильма
По мнению критиков, это «Airbnb-хоррор». Название «Аренда» намного лучше, чем «Кто не спрятался» передает его смысловую нагрузку. В основу сюжета положен распространённый страх всех съёмщиков временного жилья. В незнакомом доме или квартире всё кажется не таким: есть ощущение, будто кто-то за тобой следит или что-то специально подстроено. Кажется, что за красивым фасадом скрыта какая-то проблема или мистика.
Олицетворением именно этих страхов в картине становится убийца-психопат, который с помощью расставленных повсюду видеокамер выслеживает своих будущих жертв. После просмотра этого фильма доверчивые люди, со спокойной душой арендующие у незнакомцев недвижимость, рискуют заполучить паранойю и обыскивать гостиничные номера на предмет возможного подсматривания или прослушивания.
Страшные тайны: смысл микса жанров
Вторая часть слогана ‒ «страшные тайны» ‒ объясняет жанровое построение фильма. До того как вывести на экран атрибуты «ужастика», режиссёр почти 2/3 времени посвящает иной теме: отношениям в семейных и дружественных парах персонажей. Чарли изменяет жене с Миной, Джош панически боится оказаться брошенным своей девушкой, а Мишель узнаёт новые нелицеприятные вещи о супруге. Фильм не смакует физический страх, а переводит зрителя в плоскость страха социального: одиночества, предательства самых близких.
Пространство загородного дома стремительно становится всё теснее, заполняясь вакуумом из накапливающейся между ребятами лжи и недомолвок. Их захлёстывают эмоции, ревность и зависть. Погрузившись в личные обиды и склоки, герои теряют трезвость мыслей и не подозревают о трагедии.
Обратившись к проблеме сложного устройства любви и привязанности, создатели фильма перенесли на территорию физического всё психологическое: одиозное и межличностное. Они показали, что подвести жизнь к обрыву (на краю которого перед гибелью оказалась последняя жертва убийцы, Мина) с лёгкостью можно и без таинственного маньяка. И хоррор становится не столько конвенциональным, сколько бытовым. Это страшная история об отравляющей нашу жизнь нечестности. В широком смысле идея картины в том, что людям никогда нельзя полностью доверять.
Смысл финала фильма
Перед лицом надвигающейся смерти никто из четвёрки не успевает ни осознать свою беззащитность, ни стать сопротивляющейся добычей. Персонажей «Кто не спрятался» разъединяют рвущиеся семейные и дружественные узы, они погибают поодиночке. При этом создатели The Rental не дают понять: повлияла бы их солидарность на поведение серийного убийцы и исход трагической истории?
Но две детали концовки фильма помогают зрителю «расставить точки над i». Из всей компании горе-арендаторов уцелел только пёс Реджи. Единственный, кто за весь фильм не сделал никому ничего плохого. Маньяк не причинил животному никакого вреда. Мелькнул кадр, в котором он даже пытался погладить мопса. Становится ясно, что убийца-вуайерист не живодёр, а охотник на людей, который всё видит и наказывает за потаённые грешки. Однако засомневаться в этом заставляют сцены, демонстрируемые после титров.
Толкование послетитровых кадров
Финальная нарезка абсолютно не проливает света на личность убийцы, оставляя истинные мотивы и цели незнакомца в маске при нём. Он так и остается лишённым не только характера, но и лица. Разработанная схема преступлений, способы «заметания следов» указывают на то, что этот человек совершает кровавую расправу уже не в первый раз. Действует квалифицированно, убивает бездушно и рутинно.
Получается, что никакого тайного смысла в фильме нет. Просто безликий и безымянный психопат бронирует дома через сайт, во время проживания делает дубликаты ключей, устанавливает в помещениях камеры и готовит ловушки для будущих съёмщиков апартаментов. А потом, когда жильё арендуют совершенно другие, случайные люди, возвращается и убивает их ‒ просто так, потому что может и хочет это делать.
Окончательно пугает зрителя эпилог: новое место, которое у маньяка, расправившегося с героями фильма, арендует ни о чём не подозревающая новая семья. Это означает, что опять запускается смертельна игра «Кто не спрятался ‒ я не виноват».