Фантастика и философия — смысл фильма «Чужой. Завет»

Фантастика и философия — смысл фильма «Чужой. Завет» Смысл фильма

«Чужой. Завет» — шестая часть легендарной серии о Чужих и прямое продолжение фильма «Прометей». Ридли Скотт с присущим ему мастерством возродил одну из самых известных киновселенных. Красочная фантастическая составляющая, монстры, сделанные невероятно реалистично, и завораживающие сюжетные хитросплетения — гипнотизирующая эстетика фильмов ужасов и уникальная возможность узнать, как же появились Чужие.

О чём

После событий фильма «Прометей» проходит десять лет. Корабль «Завет», с колонистами на борту, направляется на пригодную для обитания планету Оригаи-6. Из-за нейтронной вспышки электронные системы выходят из строя, и андроид Уолтер выводит экипаж из криосна, но вытащить капитана из капсулы не успевает, и тот сгорает. Дэниэлс, жена капитана, тяжело переживает утрату, однако берёт себя в руки и обещает в память о муже исполнить его мечту — возвести и обустроить дом на берегу озера.

Пост капитана корабля занимает Орам — человек верующий, склонный к мифологическому мышлению. Он воспринимает случайно пойманный сигнал с неизвестной планеты знаком, посланным свыше, ведь данные компьютера говорят, что её атмосфера и биосфера более пригодны для жизни, чем на Оригаи-6. Дэниэлс выступает против смены курса, но её никто не слушает, члены экипажа желают поскорее ступить на твёрдую землю, и перспектива долгого перелёта их не воодушевляет.

Высадившись на планету, команда отмечает, что флора очень походит на земную, местность выглядит обжитой, чувствуется присутствие разумного существа, но Дэниэлс беспокоит одна странность — абсолютная тишина. Нет ни птиц, ни животных. В ходе исследований два члена экипажа заражаются странными спорами, но не замечают этого, пока не становится слишком поздно — в их телах вырастают жуткие монстры и, в буквальном смысле прорвав путь наружу, нападают на остальных. Начинается кровавая бойня.

Объяснение смысла

Ридли Скотт с высоким профессионализмом сплёл в своей картине сцены и глубоко философские, и пугающие до дрожи. Получилось уникальное соединение размышлений о смысле жизни и жутких атмосферных сражений.

Создатель и плод его трудов

Фильм открывает сцена, где андроид Дэвид разговаривает с Питером Вейлендом, главой крупнейшей технологической корпорации. Беседа начинается с рассуждений о служении, но заканчивается неожиданным выводом Дэвида — несмотря на все достижения, человечество до сих пор не выяснило, как и для чего оно появилось. Это даёт старт главному конфликту фильма — творение бунтует и выступает против демиурга, осознаёт себя независимым существом и само желает стать творцом, постигнуть таинство созидания.

Прямая параллель с падением Люцифера, который первым, желая стать равным Богу и получить доступ к запрещённым знаниям, пошёл против установленных правил и превратился из прекраснейшего ангела, защитника и воина, в ужасающее существо, нацеленное только на зло и соблазнение невинных душ.

Творчество не знает границ

Любого человека ограничивают морально-этические нормы — даже того, кто яростно это отрицает, пытаясь показаться независимым. Воспитываясь и набираясь опыта в социуме, активно контактируя с другими людьми, он постоянно оказывается под влиянием общества и незаметно для самого себя изменяется и подстраивается, принимает правила игры и корректирует поведение, поэтому все его творческие проявления формируются тоже в определённых границах.

Андроид Дэвид символизирует не безжалостное зло с леденящей душу целью уничтожения каждого живого существа, попадающегося ему на пути, а творчество, которое вышло за пределы привычных рамок так далеко, что обернулось настоящим геноцидом.

Ужас бессмертия и две стороны одной монеты

Жизнь прекрасна тем, что она когда-нибудь закончится. Конечно, смерть всегда внушала человечеству страх, но осознание ограниченности времени позволяет наслаждаться даже мимолётными счастливыми моментами. Смотреть вперёд и видеть бесконечность — намного страшнее, чем разглядеть где-то далеко впереди финишную черту. Бессмертие навевает скуку и развязывает руки, позволяет ощутить себя особенным.

Но это не отменяет реакции личной. Того, как существо — человек или андроид — решит поступить, взвесив доводы за и против, потому что главное для создания, обладающего разумом, не жить, слепо подчиняясь желаниям, а сознательно планировать свою судьбу. Дэвид и Уолтер демонстрируют разный подход — одного из них бессмертие превратило в чудовище, тогда как другой сохранил человечность, несмотря на то, что по факту являлся машиной.

Чем закончился

Команда «Завета» выясняет, что на планету Создателей приземлился корабль с единственным выжившим человеком из экспедиции «Прометея» — Элизабет Шоу — и андроидом Дэвидом на борту, последний во время перелёта создал смертельно опасный патоген, впоследствии и убивший всё население. В сражении с ксеноморфами погибает весь экипаж, спасается только Дэниэлс, которой помогает Уолтер. Вместе они побеждают Дэвида и продолжают путь до Оригаи-6, но в самый последний момент перед тем, как погрузиться в анабиоз, Дэниэлс понимает, что на борт «Завета» поднялся не Уолтер. И такой финал — отсылка на нескончаемое сражение добра со злом, когда время от времени побеждает то одно, то другое.

Оцените статью
Добавить комментарий