Истинный смысл фильма «Старикам тут не место»

Истинный смысл фильма "Старикам тут не место" Смысл фильма

Один из известнейших фильмов братьев Коэнов «Старикам здесь не место» мы увидели в уже кризисном 2007 году и он произвел сильнейшее впечатление. Кажется, впервые за долгую историю американского кино никто не устроил нам счастливой концовки. Трагедия жизни, отсутствие надежды – вот что нам показали. Наверное, Коэны снимали свой фильм, предчувствуя катастрофу, которая разворачивается перед нами до сих пор – Америка перестает верить в лучшее будущее, в вечный «хеппи-энд». Но давайте обо все по порядку…

Сюжет фильма Старикам тут не место

Сюжет о том, как человек случайно находит большие деньги и богатеет, уходя от всех опасностей, от преследователей и прежних хозяев, очень распространен в голливудских фильмах. Вот и здесь работяга Мосс, ветеран вьетнамской войны, случайно находит застреленных гангстеров и чемодан их денег. Вот она – счастливая возможность изменить свою скучную жизнь. Мосс не устоял перед соблазном, но теперь за деньгами охотятся – американцы и мексиканцы.

А есть еще шериф Белл, которому просто нужно разобраться с тем, что происходит у него на участке – что это еще за трупы, кто там у нас в бегах и почему по его территории расхаживает наемный психопат-убийца. Закадровый голос, рассказывающий историю – это голос старика Белла.

Кстати, об убийце по имени Чигур… Его играет Хавьер Бардем. Он идет по следу с неотступным упорством и убивает всех, кто попадается ему на пути. Не потому, что он кровожаден или получает удовольствие от вида страданий и смерти – вовсе нет. Он просто делает свою работу так, чтобы не было помех и следов не оставалось. Но, конечно, он немного играет и слегка выпендривается в своей бесчувственности. Например, своим жертвам он предлагает сделать выбор, поиграть «в судьбу».

Есть еще множество второстепенных и третьестепенных, проходных героев – мы обозначили трех главных. Смертельная дуэль будет происходить с их участием. И еще все три образа несут огромную символическую нагрузку.

Главные герои фильма Старикам тут не место

Начнем с Мосса, который прибрал чужой чемоданчик. Это символ обычного, среднестатистического американца. Не в смысле – заурядного, нет. Человек по-своему интересный, умный, не робкого десятка, он живет настоящим, действует тактически в пределах возможностей, предоставленных ему судьбой. Он далеко не идеален – воровать нехорошо, да и можно быть помилосерднее. Тем не менее, Мосс – настоящая Америка. Чувствуется, что это некий архетипический американец. И в то же время, он символизирует настоящее, жизнь здесь и сейчас. Он хороший семьянин и не хочет причинять зла кому бы то ни было. Просто обстоятельства складываются так, как складываются и он подчиняется им.

Шериф Белл – хороший человек. Он олицетворяет лучшие традиции прошлого, образ настоящего американца в его наилучшем воплощении. Он защитник, поборник правды и справедливости, у него есть принципы и долг, ради них пойдет на жертву. Ему трудно понять во что превратилась жизнь, почему так изменились люди – и не к лучше. А где же ИХ чувство долга, человечность и справедливость? Шериф, однако, больше удивляется, чем действует. Один из старых друзей напоминает ему, что мир всегда был жесток, и во дни их молодости тоже.

И, наконец, Антон Чигур в исполнении Бардема – это какое-то совершенное зло, человек цели, без совести и сострадания. Ему неинтересны старческие бредни про мораль, он не подчиняется обстоятельствам и не хочет быть заурядным, как Мосс. Недаром он все время представляет себя «рукой судьбы». Кажется, что это олицетворенная целесообразность, цинизм и жестокость, которая подминает под себя не только людей, настигая их неотвратимо и заставляя действовать по своим правилам. Он уже готов подмять под себя весь мир. Но братья Коэны, как режиссеры, особенно едко посмеются над тем, кто слишком много возомнил о себе.

Впервые Антон споткнется об упрямство жены Мосса – она откажется делать выбор, играть в его дурацкую «рулетку». И всю самонадеянность Антона как рукой смахнет. Кажется, он впервые убьет с чувством, в сердцах, в обиде на то, что сверхчеловеческая скамеечка выбита из-под его ног. А потом, успешно завершив все свои дела, он неожиданно станет жертвой нелепой аварии. «Жив еще океан!», — воскликнул как-то Блок. Да, Вселенная, во всем своем хаосе и непредсказуемости – жива. У этого мира нет властителей, вы ничего не просчитаете, ибо все в руках судьбы и случайности.

Но человек, оглядываясь назад, продолжает видеть мир разумным, способным говорить с ним. Это ярко доказывает концовка фильма – вовсе не остросюжетная, кстати.

Смысл концовки

Шериф рассказывает жене два своих сна, в которых он видит отца, который тоже был шерифом. Отец передает ему деньги, а он их теряет. И это выглядит так, будто он должен был сохранить какую-то традицию, но не смог, не продлил ее в новом поколении. Его отец был крут, а он, уже стареющий шериф в новой Америке, не таков, как великие предки. В этом рассказе есть намек на слабость, настигшую всю страну. Разве нынешняя Америка похожа на прежнюю? Мы уже не мы, говорят создатели фильма.

Но второй сон, где отец разжег костер и ждет своего сына, дает некую надежду. Правда, непонятно, кто из героев фильма мог бы прискакать к этому костру, потому что путь лежит через мрак и холод.

Оцените статью
Добавить комментарий