«Кочегар» — криминальная драма выдающего режиссера Алексея Балабанова, предпоследний снятый им фильм. Многие готовы признать его лучшим, наряду с картиной «Я тоже хочу». При этом коммерческого успеха картина не познала – возможно, публика не вполне поняла истинное послание «Кочегара», масштаб его творческой силы. Давайте-ка разберемся с этим посланием
О чем фильм Кочегар
Действие происходит в Санкт-Петербурге, который в кино выглядит как неприметный северный город. Здесь работает кочегаром Якут – бывший майор-афганец и герой, несостоявшийся писатель. Его работа – следить за кочегаркой. Призвание и дело жизни – рассказ, который он все время перечитывает и перепечатывает на старой пишущей машинке. Это якутская легенда о давнем преступлении…
Квартиру свою он оставил дочери-красавице, ей же отдает зарплату и старается ни в чем не мешать. Наш Якут, вроде бы, отшельник. Но нет – к нему все время кто-то приходит, мир не оставляет его в покое. Якут человек сдержанный, но он не молчальник – делится мудростью с теми, кто забегает к нему в каморку. Например, с двумя девочками-школьницами, с которыми он, кажется, искренне сдружился. Но кажется, он не вполне психически здоров… Вот приходит к нему бывший сослуживец. В Афгане он был снайпером, и в мирной жизни это «искусство» ему пригодилось. Иногда он завозит Якуту странные «посылки» — трупы «заказанных» людей, объясняя, что они делают хорошее дело, очищают мир от негодяев. У снайпера есть ассистент Бизон – здоровяк, живущий на две семьи. Вот из-за этого любовного треугольника и закрутится действие фильма.
Одна из жен Бизона – дочь Якута, вторая – дочка снайпера. Обе работают в меховом салоне. Именно дочь Якута придумала привозить в салон вещи из Якутии и так получать огромную прибыль. Ее партнерша и соперница, узнав, с кем ей муж изменяет, настраивает отца против дочери Якута, уговаривая устранить ее. Вот тут кочегар и узнает страшную правду о людях, которые, якобы, очищали мир от скверны и злых людей…
Смысл фильма Кочегар
Балабанов в своем 13-м фильме поднимается на истинно философский уровень. Кино рассказывает об основе человеческой жизни, ее единственно прочном фундаменте – огне, куске хлеба, любви к ближнему, воздаянии за добро и отмщении за зло. Да, это фильм о мести, на которую имеет право именно такой человек, как Якут. Пока испорченные дети цивилизации юлят и предают друг друга, поддаваясь модной расплывчатости моральных норм, этот наследник шаманов и охотников вершит свой правый суд над негодяями. Фильм скуп на декорации, перед нами Человек, как он есть. Эта история проста и глубока как древний миф, как легенда тундры. Режиссер подчиняет сюжет главному и не распыляется на второстепенных героев и малозначимые события.
До того, как в действие вступает древний закон крови, Якут не живет, он существует. И даже легенда о русском преступнике, который ограбил и изнасиловал людей, приютивших его в далеком заснеженном краю, кажется какой-то вымученной, неправдоподобной. Может, поэтому Якут никак не может ее дописать. Люди в фильме бесчувственны еще и потому, что почти мертвы – задолго до своей реальной гибели. То, что жизнь их механистична и бессмысленна, подчеркнуто вечно дребезжащим трамваем №12, который мотается туда-сюда по улице.
И даже музыка в кино, как в одном из Довлатовских рассказов, «среднего типа», словно издевается над всеми – она никакая, просто шум из набора пошлых звуков, которые сопровождает нас изо дня в день. Она звучит почти все время и добавляет ощущение тошнотворности от такой жизни. Вы притерпелись к ней, стараетесь не замечать. И вдруг, она умолкает. Умолкает тогда, когда начинается жизнь настоящая.
Смысл концовки
Кочегар, узнавший в одной из «посылок» свою дочь, надевает награды и идет мстить снайперу. Тот, не ведая, что творится, легко пускает его в дом, а Якут закалывает убийцу своей дочери лыжной палкой, сказав страшные слова: «Война – это не издалека стрелять. Не умели вы воевать».
Школьницы, которые давно ходили к Якуту, снова приходят к нему – перед этим, встретив одну из подруг, он признался, что совершил дурное дело, убил тех, кто не умел воевать. А значит, он такой же дурной человек, как и они.
Якут умирает перед своей печью, разрезав вены, под вспышки камер айфона в руках легкомысленной девчонки. Рассказ, который он так и не дописал, девочка унесет с собой. Это ее голос за кадром будет зачитывать нам фрагменты рассказа, сцены из которого разыгрываются на экране. И в главной роли –тот же актер, что играл Якута.
Итак, что же рассказал нам Балабанов об этом мире? Огонь, который горит в топке у кочегара, в печке у его дочери и в тех печках, что у снайпера – это страшный, адский огонь. На фоне замогильного колорита всего остального мира, что виден нам в кадре, эта метафора абсолютно понятна. Мы живем не в добре, не в божьем мире и не в мире древнего Мифа. Мы сами устроили себе ад на Земле и не думаем из него выбираться.
Polaroid.
Не «айфон».
Всё бы хорошо,но за чем хаять Русский народ и его историю .Ведь рассказ ,,Хайлак» написал враг России и СССР поляк,советник Пилсудского , Вацлав Серошевский.
Где вы увидели хаянье?
Полковник Якут смотрел на то как сжигают людей,веря в то что все эти люди гадло,странно,якут без мозгов совсем?
Кинишко так себе зерь полная дешевый фильм сляпаный на скоруРуку..
Так…В запое посмотреть можно…
Этот фильм о революции происшедшей в «нашей» стране, которую нельзя назвать нашей, когда власть взяли подобные «герои» этого фильма, контуженный якут майор, это портрет российского народа, который всему верит.Ипошли все на х-й.
Ого ! Сильно написано .
Сегодня в очередной раз пересмотрела фильм. Фильм Балабанова — один из лучших фильмов советского кинематографа.
Фильм вышел в 2010 и история в нём описана о середине 90х. Какой советский кинематограф…
Мне кажется фильм показывает что мы все уже в преддверии ада, а Якут в чистилище, он зациклен в лимбе со своей книгой, возможно он просто тоже уже в преддверии или в аду и выполняет функцию проводника, дети это ангелы, про что говорит концовка и реакция девочки на Якута в крови, а генерал майор это или Бог или Архангел Михаил, а сержант и Бизон это падшие ангелы, демоны. Нет структуры но мне кажется что-то из моих версий подходит о том что хотел сказать режисер.
Искажены цитаты «Они на войне не были……. издАлека стрелять это не война»
«Ты знаешь Вера, я знал хорошего человека, а он людей в печке сжжжигал. Я думал , что он хороший, а оказался плохой.
Я сегодня убил двоих людей
Война это другое , там наши и враги, а здесь все «наши»
Не Iphone, polaroid это всётаки Питер 90х.
Как быстро готовы люди на критику, даже не вникнув в смысл фильма и придираясь к фрвзам🤷♀️🤦♀️. Так поняла, что действие происходит в 90х лихих годах, сейчас 2024… А что изменилось, также убивают из за ревности, также папаши олигархи с бандитскими наклонностями, из за » творения» своих чад, готовы на все на необоснованное убийство, на подкуп судей, адвокатов… Так что изменилось🤦♀️??? А ничего,, так же убивают , подкупают и ходят эти мажорчики под защитой своих «мохнатых лапок» , гоняя на элитных авто, и могут даже ложно обвинить, и суд им поверит… Сколько людей вот из за таких сыночков-дочек мажористых сидят в невиновновные в тюрьмах🤷♀️… Вот об этом фильм, об этом, что прежде чем убить девушку, папаша, папаша из за свой дочери -самодурки, такой же убийцы, убили другую девушку, а может стоило что то укоротить зятю и мужу🤷♀️ Кажется к этому и фраза Якута …. «Что на войне враг, а здесь свой человек»….