Фильм «Кин-Дза-Дза!», который многие не поняли на момент его показа в 1986 году, сегодня склонны называть шедевром социального киберпанка. Вообще фильм должен был выйти под названием «Звездная (или Космическая) пыль», но вышел с названием непонятным зрителю. На первый взгляд имя весьма не подходящее сюжету и смыслу. Но нельзя не согласиться с тем, насколько сильно выделяется данная картина из общей массы именно своим названием.
Буквально с самого начала знакомства с этим фильмом начинает окутывать некая непонятность происходящего. Иногда кажется, что режиссеры снимают настолько качественные фильмы, что даже сами не осознают насколько сильно вкладывают очень глубокие философские и социальные вопросы, сцены, образы и диалоги. И возможно зритель иной раз в фильме может увидеть то, чего не видел сам режиссер, актеры или сценаристы. Это происходит по разным причинам. Например, та или иная лента может быть настолько актуальна, что вся ее полнота способна раскрыться лишь со временем. Поскольку кино это всегда творческий процесс, особенно если оно хорошо пропитано соусом футуризма и социологии, то какие-то моменты при съемках могут быть совершенно импровизационными, внезапными. А то, что планировалось съемочной группой заранее иногда не попадает в камеру вовсе. Так сказать, в процесс творчества вмешивается его величество случай.
Даже сами актеры, как они говорят, не понимали о чем фильм. Что говорить про рядового телезрителя? Многим этот фильм откровенно не понравился и они посчитали его фриковым и глупостью, не более того. Но если понять смысл фильма, то можно получить эстетическое удовольствие от атмосферы «Кин-Дза-Дза!».
Насколько велик шанс, что вы выйдете из дома за хлебом и макаронами и окажетесь на другой планете? Не велик. Даже ничтожно мал, но все же есть. «Кин-Дза-Дза!» переносит нас мгновенно, без лишних спецэффектов в чудный мир высоких технологий, социального упадка и нищеты. Плюк — планета куда попали герои — встречает их пустыней, которая олицетворяет не только внешнее запустение, но и внутренний социальный упадок. Пустыня человеческих взаимоотношений. Первые же люди, которые попались на пути героев, обманули их. И это повторяется далеко не один раз на протяжении сюжета. Все показано настолько открыто, что именно это и сбивает с толку.
Отсутствие натуральной воды и растительности, старые рваные одежды, тотальный упадок культуры и нравов, а развлечения сугубо примитивные. Все это граничит с невероятным развитием технологий, где для того, чтобы разрезать огромную трубу не нужны сложные приспособления. Корабли способны прыгнуть в любую точку галактики за 5 секунд. Обитатели планеты Плюк более развиты, чем земляне: они способны читать мысли и выучить любой язык за пару минут. Однако все это не спасает их от того хаоса, в котором они пребывают. Но это не самое страшное. Страшно именно то, что они не осознают этого. В них все окружающее не вызывает удивления или отвращения. Эцелопы исправно собирают дань с кого захотят. А для того, чтобы подчеркнуть статус вовсе не обязательно нужны мерседесы последней марки или новый айфон. Достаточно иметь красные штаны.
Помимо внешнего глобального социального фона по ходу фильма идет также и раскрытие внутренних качеств героев и трансформация их личности. Трансформация медленная, в отличие от современных сюжетов про супер-героев, и поэтому менее заметная. Один из главных героев Владимир Николаевич — совершенно советский человек с такими же советскими взглядами и идеологией. Это хорошо прослеживается в начале. Попав на другую планету они думают в какой же пустыне находятся. И Скрипач называет пустыни планеты Земля, но не СССР. Владимир Николаевич имел же ввиду именно на территории СССР. Чувствуете этот тонкий момент разницы между психологией мышления этих двух людей? Один более старый, другой — молодой.
Законы местной фауны со временем сбивают привычные установки гражданина СССР и делают его более гибким. Уже не получается идти на пролом, доказывая свою значимость, отрицать принадлежность к местным социальным группам и отказываться надевать колокольчик себе на нос и т.д. Такими способами личность меняет тебя и свои взгляды на жизнь и правила, по которым живут окружающие люди, целые государства и даже миры. То что кажется иной раз совершенно незыблемым оказывается в действительности не более чем просто шаблонной привычкой. Персонаж все больше погружается в окружающую действительность и принимает ее правила, но основные внутренние качества остаются прежними (правдивость, благородство, дружелюбность, решительность).
Видны изменения и в других других персонажах местного пошива — Уэфа и Би. Из совершенно обычных, меркантильных представителей Плюка, которые не гнушались обманом или предательством для собственной выгоды в конце фильма решаются помочь дяде Вове и Скрипачу вернуться домой. За что их могли превратить в растение. Такая жертвенность совершенно не свойственна плюканцам.
Правительство плюканцев живет на другой планете и до него не добраться. Ему нет дела до народа, Смотритель занят лишь собственным развлечением. Разделение плюканцев на чатланов и пацаков — это отсылка на оголтелый расизм. Проведите аналогию с современной жизнью.
В «Кин-Дза-Дза!» высмеиваются деньги как таковые. На Плюке в роли денег выступали обломки жестянок. Это говорит о том, что они не имеют никакой действительной значимости для людей. А вот энергия , которую в своем роде выражают спички — совсем другое дело. Можно быть безумно богатым , но не догадываться об этом. Буквально — носить золото у себя в кармане. Спички символизируют не только энергию, но и знание о том, как ее использовать. Знание — это сила! Именно знание, информацию носил в своих штанах дядя Вова. Вот что имеет значимость, видимо, во всей Вселенной.
Фильм 1986 года рисует картину нашего будущего без лишних прикрас, выставляя все в более реальном виде. «Кин-Дза-Дза!» — это отражение того будущего, к которому мы имеем все шансы прийти.
«…к которому мы имеем все шансы прийти.» Недалеко уже осталось.
А мы и так уже в будущем.
Точно,и то что в фильме есть и сегодня в мире.
Автор, если лбом упереться, и на кактусе колючки сойдутся. Это просто фильм. Антиправительственные глупости оставьте в своей голове, пожалуйста. Это всё чушь. Антипрививочники скоро в Нострадамусе предсказателя судьбы России увидят…
Классное кино (шедевр) не чета техногенным наворотам… (хотя в 80-х фильм совсем не понял… )
Смотрели фильм втроём в Хабаровске (был в командировке, а жена и сын в отпуске). Всем нам фильм сразу и очень понравился, причём нам с женой было тогда по 36 лет, а сыну 12. А фразы: «Скрипач не нужен» — это жене понравилось,
» В туалет с деньгами не ходят» — это сын, «Правительство на другой планете живёт,
родной». Да, мы узнали будущих себя самих — ну чего отрицать-то… Грустно, конечно, но не горько.
в этом фильме режиссер предвосхитил явление народу веикого незаминимого солнцеликого обнуленного Путина.Уряя!
-Я очень люблюгосподина ПЖ.
-а я его вообще КУ !
…..и что ты у них общего узрел, родной….
Иному палец покажи, он Путина ругать станет.
Да кто ж Путина ругает, наоборот его все ку! И даже ку-ку-ку!
Как можно ругать господина ПЖ
мы уже там в киндзазе 30лет
Отличная рецензия! Всё в десятку! Но об этом фильме можно написать гораздо больше! Для понимающего — фильм просто бальзам для души и пища для ума!
напомню что йацилоп это обратное прочтение от полицай
Вообще-то в фильме не йацилоп, а эцилопп. Смысл несколько более завуалированный, но понятный. Зато однозначно понятно пацак — кацап.
Что такое кацап? Думаю кроме одной незалежной страны им нигде и не пользуются.
Вообще-то режиссер сам говорил, что «Эцилоп» — это «Police» наоборот))
Вообще-то в фильме произносится «ицелоп»…
ecilop
и нет никакого ребуса
Эцило́пп — представитель власти — взяточник, беспринципный тип.
Произошло от слова «police» (с англ. — «полиция»), прочитанного справа налево: «ecilop».
Эцило́пп
Произошло от слова «police» (с англ. — «полиция»), прочитанного справа налево: «ecilop».
Вообще-то режиссер сам говорил, что «Эцилоп» — это «Police» наоборот))
Не спорте, как произносить: «Яицилоп», это полиция наоборот
Ку!
«Кин-дза-дза», — фильм предостерегающий и пророческий. Не сработало предостережение, — мы уже на Плюке! Чатлы — биткоины, эциллопы — бизнесующие силовики, «желтые штаны» статусного манагерства, псевдо-ителлигенции и медиа-«звёзд», плюющих на людей труда — «удовольствие получать !» , непогрешимый Пэже, и классическое «Правительство на другой планете, родной».
все верно, родной. Еще в 1985 мы услышали слово перестройка и гласность. перекликается с 1984 Оруэла ), как не печально это слышать
Ты, это, в окно только не сигани, попей водички и успокойся — авось прилетит к тебе правительство в голубом вертолете.
чатлы — осколки керамики, есличо.
Чатлы,чатлане,тусняки бьют и играют в чате
пора переименовать Россию в страну Плюк.
Конечно советские жители не поняли этот фильм, а вот нам, которые в шаге от планеты Плюк всё очень даже ясно теперь. К сожалению…
Вы ищете смыслы там, где их нет.
Был написан сценарий с неким альтернативным существованием жителей и по нему сняли фильм.
Дайте нам что-то непонятно странное и мы найдем там великие смыслы.
Такова наша природа.
идти на пролом-это нести пургу, как автор? Напролом…
Этот фильм останется гениальным памятником нашей эпохе на все времена. Я так думаю.
это и есть будущее
Согласен
Великий фильм. И удивительно убогая и тупая рецензия))
Браво! Согласен на все сто! ))
эт точно
Верно, так и есть
Господи, какая чушь! Это называется понять смысл фильма?
Смысл в том, что Данелия в конце 80 ых видел куда катится великая страна и начал высмеивать это вот таким образом. В моду начали входить импортные шмотки(красные штаны, то бишь джинсы), спички -это доллары,за которые люди готовы были душу продать, лишь бы затариться в Березке или стать валютной проституткой, о чем мечтали многие молодые девочки да и не девочки. Данелия показал тот капитализм, к которому мы пришли
Полностью согласен с Вами Роман, Пж это предатель демократ Горбачёв со своей командой и дебильными нововведениями типа гласности , перестройки ,сухими законами ,госприемкой и ускорением после которых остается реальная пустыня ,люди пили полироль и клей бф ,как показано при употреблении уксуса, сотни тысяч потравились , деревянные рубли реально превратились в чатлы керамические осколки ,инфляция дошла до купюр в 5 000 ,а затем и 1 000 000рублей, квартальные талоны на табак ,водку и сахар те же чатлы, натуральный обмен как показан в фильме и тд перечислять можно бесконечно.
Не ври, никакой Данелия не пророк, никакой смены курса он не предвидел , а сисетему была вполне обычной и для советского строя, в то время была и своя элита которая жила «отдельно от народа «, статусы , всякие должности (малиновые штаны) и так далее .
Ну не красные штаны, так в 90-е стали «малиновые пиджаки»
Пацаки!, а вы почему не в намордниках?! Приказ господина ПЖ — вот это умора, прям про сегодня и пандемию, почему тут никто не уловил? :))
Автор уже не первый, кто утверждает, что фильм был непонятен современникам. На момент его выхода мне было уже «за тридцать», абсолютно все было понятно и узнаваемо, и не только мне, всем! Слова и фразы моментально разлетелись по всей стране: Ку, кю, тчетланин, пацак, товарищ эцелоп. Теперь уже не спрашивали спичек, просили дать кэцэ. Великолепный фильм о нашей жизни! Правительство и тогда на другой планете жило. Для понимания фильма нужно было просто жить в то время.
Бессмысленная ахинея. Худший фильм из всех что я видел.
Не согласен с последней фразой — не «имеем шансы прийти», а уже пришли. Все пацаки обязаны носить намордники. Инфекционист Светлана Малиновская изрекла, что плохое настроение способствует модной заразе. Возьмут её слова высокопосаженные чинуши и заявят: пацаки должны носить намордники и радоваться. Нельзя говорить плохо про господина ПэЖэ (ПЖиВ — народное название партии ЕР), попадёшь в эцих с гвоздями или в список иноагентов госдепа.
Замечательная антиутопия! Это предсказание, которое начинает сбываться. А «Хищнае вещи века» Стругацких — предсказание сбывшееся по всем позициям. Без философских отсылок, только деталь: старое метро у них — нынешний Форт Боярд. Грустно, девочки… ?
Что сейчас, что в прошлом — нудный, скучный фильм с бестолковым, неинтересным сюжетом. А глубокую философию можно в любом фильме «из пальца высосать» и отыскать в откровенной ерунде глубокий смысл. Делов-то…, было бы желание.
Пацаки, а вы почему без намордников?!
Кин-дза-дза это СССР, в котором человека как только не унижали, обманывали и он все терпел, надеясь что сейчас переживёт, сделает это, а дальше будет жить лучше, потому что хуже уже не может быть, а на самом деле МОЖЕТ. Челове очень многое может вытерпеть, особенно, если все происходит постепенно, как в этом фильме. Сначала колокольчик, потом поклон с прихлопыванием, затем клетка. Казалось бы все, дальше унижать некуда, но, оказывается, и в клетке ты должен стоять на коленях. И вот тут терпение закончилось. Все как в жизни!
Полностью согласна с Романом!
Кинза (киндза) -грузинская приправа с красным перцем, иногда — просто трава, типа петрушки.
Абрадокса с планеты Альфа сыграл сам Георгий Данелия.
Антитентура — несвободный Космос, где власть над умами имеют деньги.
На Альфе — коммунизм, поэтому чуждой идеологии там место.
Не случайно земляне начинают свое пребывание там с конфликта.
Если смотреть фильм по нескольку раз, то еще много чего можно нарыть.
Например, пацак — это кацап наоборот. Вот вам и Данелия…
«А для того, чтобы подчеркнуть статус вовсе не обязательно нужны мерседесы последней марки или новый айфон. Достаточно иметь красные штаны.»
Дорогой автор… а, ладно. «Если надо объяснять, то не надо объяснять»(с). Растите, пожалуйста.
По моему разумению- это фильм фильмов всех времен и народов. Поняла не сразу, но игра актеров зацепила. Сколько раз пересматривала- не сосчитать. Восхищает каждая реплика, каждый поворот сюжета. И всегда удивляюсь простоте какой то нереальной, при том, что фильм- рафинированная философия.
Самый Любимый Фильм. Раз 15-20 смотрел
Данелия, человек. Я бы ему палец в рот не положил.
Всё вроде бы как и умно, и свежо, и нетривиально, но вот ошибок слишком много для того, чтобы не поверить в авторство того, кто разместил эту статью
А лица без гражданства в Эстонии и Латвии…Разве что цаков в носу не хватает…Хотя, паспорт, отличный по цвету чем не цак?
прекрасная рецензия, только 1 вопрос, что значит: «….пропитано соусом футуризма и социологии….»?
Ломаю голову, где футуризм тут?
Не эцелоп, а яицилоп. Фильм был про застойный период СССР, но оказался пророческим про нынешний олигархический холуят, построенный обнулениным и его шайкой на обломках великого государства.
Молодец Admin, хорошо высказался.
Это про действительность. Можно сказать это Ад в котором мы пребываем. Пока земля и Россия богата ее грабим. Пустыня человеческих отношений. С древности пророки это и объясняли. Любовь, милосердие, жертвенность! Вот путь к процветанию всех и каждого! Мы все равны (равнозначимы) перед Богом!
А я так и не понял, почему «скрипач не нужен».
Смотрел этот фильм в далеком 88-м в армии во Владивостоке по кабельному ТВ, тогда 20-летнему молодому парню, показалось, что вся эта аллегория про западный капитализм. Фильм безумно понравился, пока смотрел, пришлось чуть не воевать и уговаривать, чтобы другие не переключили канал, блоком сигарет ВТ пришлось пожертвовать, чтобы спокойно досмотреть. Сейчас увы осознаю, что мы уже на Плюке системы Кин-дза-дза, грустно как то.
Правительство на другой планете живёт родной. Как же эта фраза сейчас актуальна
слава богу и я и многие мои друзья приняли фильм сразу без разжевывания кинокритикой. И сейчас читать статью мне не интересно.
Кроме демонстративного оскорбления русских — «пацак», насмешек над государством.. больше вообще ничего..
ПМСМ, идею этого фильма можно выразить как — «Высокие технологии не ведут к высокому уровню жизни, если в обществе нет морально-нравственных ценностей»
«Общество, в котором отсутствует цветовая дифференциация штанов лишено будущего!»
Это моя любимая фраза. Причем именно в исполнении Яковлева. Вообще интонации его бесподобны на протяжении всего фильма, как будто в голосе только и живет душа. Этот голос постепенно готовит зрителя к перерождению, к внезапной, казалось бы, жертвенности его обладателя
Россия 2021 и есть тот самый плюк во всей красе. Коррупция, беззаконие, наплевательское отношение власти к народу, поборы властей на всех уровнях, унижение и пресмыкание.
Россия? 2021 год??
Да ну нах!!!!!! До Плюка России очень далеко! Дальше, чем евросоюзам и прочим штатам.
Но направление именно туда.
во всём этом не участвуешь, потому и психуешь))
Один из моих любимых фильмов. КУ одним словом
В фильме есть эпизод, когда Скрипач вылезает в пустыне из канализационного люка, который не имеет связи с предыдущим и последующим сюжетами. Возможно, существует полная версия фильма, которая не вышла в прокат. Было бы интересно узнать, существовала ли такая версия.
Рецензию писал школьник?
Посмотрите убить дракона 88 год куда актуальней и дальневидгей за последние 150 ни чего не изменилось
Вам сейчас 200 или 300 лет?)) Ничего не изменилось?))
Мы вышли » случайно» из СССР. Оказались на планете Плюк галактики Кин-Дза-Дза, доплясались, носим намордники, дальше плясать и петь будем в клетках. Фильм — гениальный, режиссер подключился к информационному полю, к которому есть доступ у великих талантливых людей. Получился шедевр, который вне времени. К сожалению глупеющий обыватель ничего не понял.
А чем питались герои фильма на далёкой планете Плюк, кто подскажет?
Мы сейчас живём на этом Плюке.с полицейским беспредельным (яицилоп),пацаки?почему не в намордниках?.да и не только это.и правительство на другой планете,и так далее
Не снижающаяся, а, наоборот, возрастающая актуальность фильма ставит его в разряд , как минимум, выдающихся. Славная идея, славные актеры, замечательное кино.
Думаю, это упрек всему человечеству.
Оно ничего лучше не придумало, чем то, что называет цивилизацией. Вечное кино…
Замечу еще — герой Данелии во многих его фильмах (Мимино, Паспорт, Настя, Слезы капали и др.) как бы возвращается к самому себе после поисков-приключений. Тут — также.
Не нужно искать то,чего нет.Нет в этом фильме смысла! Как в «чёрном квадрате «Малевича. На редкость дебильный фильм.
КУизведениеще!
Со школы не приемлю вопрос — что хотел сказать автор, художник, писатель, режисер?.. Никто и никогда не угадает на 100%.
Надуманность и псевдосоциальность — два очевидных вывода. Сознаюсь, что эти выводы я сделал подсознательно минут через 15 начала просмотра, а сознательно больше никогда не смотрел и смотреть не буду.
Точно. Планета Плюк-это наша страна. Эцелоп-сами знаете кто. Пацаки и чатлане -это мы, простые люди. Роль в нашей жизни играет цветовая диференциация штанов. Вот только вместо колокольчиков-мы надеваем и носим маски.
Интересный взгляд, целостный. Фильм лично у меня вызывает восхищение… Всегда смотрю с удовольствием…
Прям поразительно, насколько он предвидел наше будущее!
А тогда это воспринималось как не очень умная фантастика!
В детстве я мечтал о мире из «Гостья из будущего», а в итоге оказался в «Кин-дза-дза»….
Это современная Россия с клановой политикой и олигархией
Да мы давно живем в этом фильме!!!Пэже живет давно на другой планете, вместе со своим правительством!!!
Сначала будут просить показать куар-код, потом будет лень и будут спрашивать есть куар-код или нет, а потом-
— ку?
— ку!
У кого нет КЮЮЮ!!!
Смешно , но афффтарь сам не понял смысл этого фильма. Это не наше будущее , а пародия на наше настоящее. Осталось только красные штаны одеть властителям , а всему населению колокольчики на нос одеть.
иногда лучше молчать, чем писать
Все что задумано, се мысли и желания сбываются! Давайте думать только о хорошем!!!!
Пластиковую кашу уже едим, маску заместо колокольчика суют
сначала куар код, потом куар, потом просто ку
«А скрипач не нужен, родной! Слишком много топлива жрёт…»
Гениально! Наша культура финансируется по остаточному принципу!!!
Сейчас активно начинают добывать водород из воды и пускать его на топливо-)) Так то Плюк не за горами, вопрос времен. Плс просят куар код-) Сокращенно сие будет Ку
Посмотрел молодым в Ульяновске. Вроде понравилась сама фантазия. А потом понял, что это о нынешних нас. Духовная пустыня и примитивные отношения, а руководство — на другой планете. Вот вам и ку!
Посмотрел молодым в Ульяновске. Вроде понравилась сама фантазия. А потом понял, что это о нынешних нас. Духовная пустыня и примитивные отношения, а руководство — на другой планете. Вот вам и ку!
Другие фильмы этого режиссёра и хороши, а этот точно мура и дребедень.
«Всем пацакам надеть намордники и радоваться!»
«…На Плюке в роли денег выступали обломки жестянок. Это говорит о том, что они не имеют никакой действительной значимости для людей…»
Это говорит о том что вы невнимательны —
«ГАЛИНА БОРИСОВНА: Вы взрослый человек, Гедеван Александрович. Вы проучились один семестр и исчезли на годы! Объявились! С каким-то камешком, с каким-то обломком кавказской керамики и колокольчиком от донки! А претендуете на… Ну, и к тому же, если вы способны музицировать, тогда почему вы не принимали участия в нашей курсовой самодеятельности? Вы извините меня, Скрипач, но это элементарное ку!»
Где тут жестянки?
Ну, какой еще смыл ФИГУЛИЩИ, хоть и зашитой вглухую о внутреннем кармане?!
Фильм — супер.
Но вот чего делать не стоит, так это разъяснять зрителю «Какой смысл заложен в «Кин Дза Дза»?
Все равно автор, это твоя частная точка зрения и приблизиться к режиссерской версии происходящих событий она может только… если… ну… нет не может.
Каждый видит в фильме свое, а не твое, автор… каждому фильм нравится по своему, а не по твоему, автор. И, что самое главное, любит каждый его по своему… а не по твоему, автор.
«И ва-аще» — любая попытка объяснений смыслов фильма ли, книги ли… лично во мне (другие сами за себя скажут) вызывает не доброй памяти образ училки литературы, которая говорит, что вот это вот надо понимать так, и ни как иначе. А то придет дядя с маузером в кожанке и будет не доволен тобой. И лично мой организм реагирует так, хоть на коммунистическую, хоть на либеральную, хоть на фашистскую точку зрения.
Все просто: Данелия — гений или прозорливый человек.Поэтому фильм и сегодня актуален ,как никогда.
никакого смысла нет и сатиры. просто показа жизнь людей и законы которым им приходиться подчиняться. понятно что ничего другого человек не может придумать….
Мде… аффтар не надо тебе смотреть такое кино… Телепузиков лучше посмотри…
Только штаны — желтые, а не красные!
Смотрел в 87 в Киеве. Обалдел. Здорово!
Какой бы глубокий смысл вложен не был, фильм не только слабый, а весьма плохой. Плохо все. Ни одного кадра. Тупо.