Историческая драма Андрея Кончаловского, вышедшая на экраны в 2019 году, носит емкое название «Грех». Совместная работа с итальянскими кинематографистами погружает зрителя в эпоху Возрождения, повествуя о жизни великого мастера Микеланджело Буонаротти. Режиссер подошёл к съёмкам масштабно, потому картина получилась по-настоящему зрелищной и эпохальной.
О чем фильм «Грех»
Помятый, неухоженный человек грязно ругает Италию, обвиняя её дикие нравы в неудачах творческих людей. Именно в таком неприглядном виде представляется скульптор и живописец Микеланджело. В данный момент (первая половина 16 века) он работает над росписью Сикстинской капеллы. Папа Римский Юлий II восторгается талантливым художником. Но отношение к Буонарроти у его влиятельных почитателей поистине средневековое (даром, что эпоха Возрождения): грубо и жестоко его мастерство делят между собой клан Делла Ровере (к нему относится действующий Папа) и Медичи.
Коррективы в работу мастера вносит кончина Юлия II: Делла Ровере ждут от Микеланджело скульптуру почившего понтифика, а Медичи искушают внушительной суммой за украшение собственной капеллы. Жажда денег и творческого самовыражения толкают живописца нарушить договор с одними и приступить к грандиозному плану других. К тому же Медичи дают добро на нелегальную добычу мрамора в Карраре.
Ослеплённый новыми возможностями и тщеславием Буонарроти вместе с учениками пытаются добыть белоснежную мраморную глыбу, названную за внушительные размеры Монстром. Чрезмерная уверенность в своих силах приводят к смерти подмастерья, погибшего при спуске Монстра с вершины. Микеланджело, одержимого идеями, преследуют видения, страхи и навязчивые мысли о возможном предательстве и отравлении.
Интриги и вражда власть имущих рикошетом отражается и на мастере: его начинают притеснять семейство Маласпина – владельцы каррарских мраморных залежей. В частности, обвиняют в попытке похитить Монстра. Унижения скульптора продолжаются и на свадьбе его ученика: впрочем, оскорбления соперника, оставшегося по вине Микеланджело без работы, цинично игнорируются, не принимаются живописцем близко к сердцу. А видение в виде Данте Алигьери внушает художнику мысли о значимости и ценности его творческого пути.
Смысл фильма
Первоначально «Грех» должен был называться «Монстром»: то ли в память о мраморной глыбе, то ли стать характеристикой душевных качеств главного героя. Гений Микеланджело видится зрителям мелочным, изворотливым, душевно неопрятным человеком. Он жадный, беспринципный, хитрый. И, конечно, никак не соответствует своим одухотворенным работам. Эпоха возрождения все еще не наступает: вокруг грязь, разруха, грубые нравы.
Микеланджело Кончаловского – простой человек, порождение окружающего его быта и склок. При этом Буонарроти – дарование, подсознательно стремящееся к красоте и внутреннему свету (даже в условиях уродливого средневекового уклада). Как и положено гению, изящество находится мастером в кисти руки случайной девушки, гармония природы – в крошечном котёнке. Жажда прекрасного возникает в виде краткого полунамека на картину «Девушка с горностаем» другого великого живописца – Леонардо да Винчи.
Смысл фильма и названия заключен в мысли, что все творения мастера несут за собой величие и бессмертие без оглядки на противоречивую натуру мастера. И хотя на протяжении картины одиозный скульптор внутренне терзаем религиозным поиском, рефреном сквозь всю его сущность проходит мысль, что место такому грешнику только в аду. Но ни режиссёр, ни зритель не верят в эту сомнительную догму: божественный дар не меркнет под влиянием низменных слабостей, общечеловеческих пороков. И в случае с мастерством Микеланджело – результат превосходит все ожидания. А «грех» пройденного пути навсегда растворяется во фресках Сикстинской капеллы.
Другой подтекст киноленты, выведенный режиссером, состоит во взаимоотношениях гениев и их меценатов. Прижизненная зависимость Микеланджело от своих покровителей не только попортила ему много крови, но и не давала в полной мере реализовать задуманные творческие идеи. Подобными рамками и условностями снова будто оправдывается далеко не совершенный гений Буонаротти.
Смысл финала
В очередной «беседе» Данте убеждает скульптора в осмысленности его жизни, в неоконченном жизненном пути. Поэт уверяет художника, что тот ещё не создал свои главные работы, что важный творческий этап у Микеланджело только впереди.
В последних кадрах показаны самые известные произведения искусства Микеланджело Буонарроти. От увиденного величия перехватывает дыхание. Созданные шедевры служат немым напоминанием того, что «победитель всегда прав».
Вспоминая евангельскую притчу о талантах, становится ясно, что свой главный «талант» итальянец не зарыл в землю, а тысячекратно приумножил. Отдав себя без остатка всему человечеству (и современникам, и потомкам), выразительная натура скульптора искупила тем самым каждый свой порок. Статуя Давида, фреска «Страшный суд», композиция Пьета, – в который раз грех повержен красотой и совершенством.