О чем фильм «Одесский пароход»

О чем фильм "Одесский пароход" Смысл фильма

Фильм «Одесский пароход» был поставлен Сергеем Урсуляком в 2019 году. Картина включает в себя цикл миниатюр Михаила Жванецкого, но это вольное толкование его произведений, фильм-импровизация. В картину вошли миниатюры » Одесский пароход», «Два яблока», «Баба Яга», » Как шутят в Одессе», «Собрание на ликероводочном заводе» и другие.

Сюжет и структура фильма «Одесский пароход»

Фильм состоит из цикла миниатюр, не связанных между собой общей фабулой. Каждая миниатюра имеет свой сюжет. Связывает эти сценки «подводное течение», «сюжет» второго плана — единый стиль, музыка, одесский говор, общий смысл . Все гениальное просто, и миниатюры Жванецкого чрезвычайно просты. Но эти небольшие сатирические картинки кратко характеризуют эпоху.
Великолепна в фильме миниатюра «Два яблока» в исполнении Чулпан Хаматовой и Владимира Машкова, о том, как необузданный родитель, горя от гнева, учит сына считать, поедая яблоки и морковки, и спрашивая: «Сколько яблок у тебя осталось?!» Сынок с любопытством и интересом наблюдает, как папа поедает грязную морковку.
Очень колоритный Михаил Пореченков, который , танцуя под песню Полада Бюль-Бюль Оглы «Ты мне вчера сказала, что позвонишь сегодня», хочет начать романтические отношения с замужней Таней. Таня скучает, и ей, кажется, все равно.
Нельзя не отметить отличных актеров Лику Нифонтову, Павла Добронравова, Светлану Крючкову и других — состав звездный. И неподражаем, как всегда, великий артист Роман Мадянов, сыгравший директора ликероводочного завода.
Эпизоды связывает не фабула , а атмосфера советской Одессы, песни в исполнении Валерия Ободзинского, Полада Бюль-Бюль Оглы, ансамбля «Самоцветы» — за них всех поет артист ( Тимофей Трибунцев), который появляется в каждой новелле.

Смысл фильма «Одесский пароход».

Один смысловой аспект — в ностальгии, в тоске по прошлому, родина у нас всегда в прошлом. Все родом из детства. Взглянуть на ушедший век, вдохнуть его аромат — в данном случае еще и ярко-одесский, южный, морской — но и критически оценить тот век (точнее, позднесоветскую жизнь) с высоты времени, понять , как он соотносится с настоящим, какие ошибки мы повторяем из эпохи в эпоху, и ошибки ли это — может быть, особенности?
В картине добрый взгляд в прошлое — фильмы Урсуляка сняты всегда в светлых тонах, в кадре много воздуха, красивая архитектура, яркие бытовые детали приморских домов и квартир. Отдельное восхищение — костюмы 70-х, отложные воротники с острыми углами, батники, клеши, короткие юбки.

Эта любовь к прошедшей эпохе вполне гармонично сочетается с жесткой сатирой на советские нравы. Всем известный ликероводочный завод, пароход, который при такой организации удивительно, что не тонет; при скученной коммунальной жизни — внутренняя обособленность людей и непонимание друг друга. Одесская коммуналка сразу вызывает ассоциации с коммуналкой из «Покровских ворот», а сцена в самолете — мини-пародия на советский героический фильм-катастрофу Митты «Экипаж».
Юмор сцены в самолете — в контрасте впечатлений от экипажа в начале и в конце эпизода. Сначала зритель видит, как экипаж мечтательно поет вместе с «Самоцветами» «В небе колышется дождь молодой, ветры летят по равнинам бессонным…» — вся романтика полетов и путешествий в этих кадрах. И дальше — пьяный командир корабля, самолет падает, члены экипажа, сбивая с ног красавицу-стюардессу ( великолепная Марина Александрова), бегут с каким-то ведром и просят у пассажиров то отвертку, то веревку — здесь уже острейшая сатира в стиле Жванецкого, какое уж тут «по равнинам бессонным…»
Жванецкий считался в Союзе очень жестким критиком советских нравов, но нам , из нашего далека, сатира Жванецкого кажется чуть ли не доброй. Это не удивительно — критические миниатюры Жванецкого суровыми никогда не были . Просто он уходил от советских литературных канонов , от идеализации жизни.
Жесткие каноны были и в советской эстраде — в фильме показан хор того времени , поющий веселые и слегка хипповатые песни ансамбля «Самоцветы», как арии из классических опер.

Смысл финала фильма «Одесский пароход»

Картина заканчивается эпизодом свадьбы в одесском дворе — здесь собраны все актеры, в конце они поют «Ах, Одесса моя ненаглядная…» Здесь есть и единение всех людей, и светлое восприятие нашего прошлого. Потом появляется Михаил Жванецкий, смотрит вопросительно и уходит. Здесь печаль об ушедшем времени, о том, что какая-то часть жизни никогда не повторится.
Но в финальном эпизоде свадьбы есть и другой смысловой аспект. На свадьбе появляется руководитель похоронного оркестра (Сергей Гармаш) , к которому подходит приятель (Виктор Супрун) и шепотом просит свести его с директором кладбища (Михаил Пореченков), т.к. ему нужны три могилы. Здесь сразу возникает ассоциация с «Бандитским Петербургом». Это наводит на мысль, что наш пароход сонно и медленно подъезжает прямиком к 90-м годам. И что эта застойная, полусонная жизнь людей , которые вообще не участвуют в управлении собственной жизнью (в чем они, конечно, не виноваты, потому что всему свое время) — оказывается, не вечна. И тем не менее , пароход всегда должен двигаться вперед, он не может стоять на месте

Оцените статью
Добавить комментарий