Смысл фильма Сияние Стэнли Кубрика 1980

О чем фильм Сияние Стэнли Кубрика 1980 Смысл фильма

Пишу уже о втором фильме одного из своих любимых режиссёров. На этот раз — один из самых страшнейших фильмов ужасов всех времён и, вероятно, лучший фильм, снятый по произведению Стивена Кинга.

А если вам по душе триллеры с эротическим подтекстом, рекомендуем наполненный смыслом фильм «С широко закрытыми глазами». Это последний фильм Кубрика, премьеру которого он даже не увидел.

О чем фильм Сияние

Книгу, увы, я ещё не прочитал, но, думаю, она может напугать не хуже фильма Кубрика (уж Кинг — король ужаса, я в нём не сомневаюсь). Сценарий кружится вокруг семьи Торренсов, которые переезжают на зиму в отель «Оверлук». Зимой отель пустует, а главе семейства — Джеку Торренсу (в исполнении Джека Николсона) предлагают за большую сумму регулярно отапливать отель и проследить за ним (вся еда и услуги отеля «за счёт заведения»). Но, кроме самого семейства (отец, мать и сын) в отеле никого не будет в течении данного срока. Джек соглашается, ведь он как раз хотел подыскать тихое местечко, чтобы дописать свой роман. Мать Вэнди тоже не против, а сын Дэнни, способный предсказывать будущее (и дружащий со своим воображаемым другом Тони), настораживается. Перед отъездом, он попал в транс и увидел в своём сознании литры крови, которые хлынут из дверей лифта отеля.

Семью это не останавливает, и они едут в отель. Там им объясняют, что да как, а сын Дэнни завязывает разговор с афроамериканским поваром. Повар обладает теми же способностями, что и сын семьи Торренс, и объясняет ему, что данный дар называется «сиянием». Человек, обладающий «сиянием» может видеть то, чего остальные могут не замечать. Дэнни спрашивает повара пугает ли его «Оверлук», на что второй отвечает, что некоторые места так же могут обладать «сиянием». Отель тому доказательство. Некоторые события могут оставлять следы и лишь «сияние» поможет их увидеть. Затем, Дэнни внезапно начинает спрашивать о комнате 237 и указывает на то, что тот её боится. Повар обрывает разговор и требует от Дэнни того, чтобы он даже не думал об этой комнате. До этого, в диалоге между Джеком и нанимателем, мы узнали, что отель «Оверлук» был построен на месте индейского кладбища. Строителям приходилось отбиваться от постоянных стычек с местными племенами. Соответственно, из этого выходит вывод, что «Оверлук» является плохим местом, скорее всего даже проклятым.

До семьи Торренс, в «Оверлуке» смотрителем работал некий Гилберт Грэди, который убил всю свою семью (жена и две дочки-близняшки) и выстрелил себе в рот из дробовика. На протяжении проживания в отеле, Дэнни постоянно натыкается на странных близняшек, которые держатся за руки и предлагают ему поиграть. Однажды, он всё-таки решает войти в комнату 237. После этого, раненный Дэнни подходит к маме, а та, в свою очередь, решает, что это сделал Джек (некоторое время назад, до переезда в отель, пьяный Джек вывихнул своему сыну руку). Джек, впавший в депрессию и странную, бросает всё и идёт в золотую комнату (большой зал), где зачастую проводились различные вечеринки. Там происходит ключевая сцена, Джек говорит, что продал бы свою проклятую душу, лишь бы он мог выпить стакан пива (весь алкоголь вывезли из отеля). В этот момент перед глазами Джека появляется бармен, который предлагает Джеку выпить бурбон с адвокатом. Так, Джек начинает общаться с иным миром, соответственно начинает сходить с ума.

Стивен Кинг, создатель оригинального сценария, неоднократно жаловался на то, что актёр, игравший Джека, заранее выглядит безумцем, соответственно зритель не увидит разницы между Джеком в начале и Джеком в конце. Но, лично я считаю, что Кинг как прав, так и не прав. В начале фильма мы видим адекватного человека с безумной внешностью, а в конце фильма мы видим, что адекватный человек с безумной внешностью становится безумцем. В мире полно людей с безумными глазами, мимикой, поведением или причёской, так что с этим можно смириться. Но давайте вернёмся к нашим баранам.

О чем фильм Сияние Стэнли Кубрика 1980

Вэнди узнаёт от Дэнни о том, что его атаковала некая дама в ванной комнате (комнате 237). Сначала Джек принимает Вэнди за сумасшедшую, но затем решается сам проверить злосчастную комнату. Там он находит обычную девушку, которая начинает с ним целоваться, но Джек в ужасе видит её спину в зеркале. Джек отталкивает девушку, а перед ним появляется старуха, покрытая волдырями. Джек убегает из ванной и рассказывает Вэнди о том, что никого там не обнаружил и говорит о том, что думает, что Дэнни сам нанёс себе увечья. Он пытается убедить Вэнди, что их сын — помешанный. Вэнди предлагает Джеку уехать из отеля, а тот устраивает истерику и обвиняет свою жену во всех своих бедах, так как в отеле у него есть возможность довести хоть что-то до конца.

Джек уходит и иной мир становится для него всё более явным. Он идёт по длинному коридору к золотой комнате, покрытому воздушными шариками и конфетти. Как только он дошёл до места, там он увидел уже много различных посетителей в одежде 20-ых годов. Он просит у бармена выпивку, готовит деньги, но второй утверждает, что его деньги ничего здесь не стоят, всё за счёт заведения. Джек спрашивает, кто оплачивает его выпивку, на что бармен говорит, что это не должно его волновать. Обрадованный писатель отходит от столика со стаканом и начинает танцевать под музыку Эла Боули, а затем нечаянно сталкивается с официантом, который оказывается тем самым человеком, который работал смотрителем до Джека. После этого завязывается диалог в туалете, где официант рассказывает Джеку о том, что ему следует поговорить со своими женой и ребёнком. Также, он говорит о том, что ребёнок продолжает поддерживать связь с афроамериканским поваром, и тот, вероятно, уже едет к отелю.

Вэнди заходит в зал отеля, где Джек писал свой роман и обнаруживает, что он целиком состоит из одной цитаты «All work and no play makes Jack a dull boy», что переводится как «Одна работа и никаких игр делают Джека занудой». Вэнди в страхе собирается бежать, но Джек застаёт её за прочтением его книги. Он начинает орать на Вэнди и обвинять её в том, что она просит покинуть отель. Он говорит, что он подписал контракт и обязан до 1 мая быть смотрителем отеля, а та не имеет никакого понятия о принципах. Вэнди отходит от Джека и начинает отмахиваться битой, а тот уже напрямую обещает свернуть ей шею. Вэнди ударяет Джека по голове и запирает в карцере. Писатель начинает втираться ей в доверие и притворяется калекой, просит помощи доктора. Вэнди говорит Джеку, что собирается увезти Дэнни к врачу, а затем вернуться за ним в отель. Джек же говорит о том, что никуда они уехать не смогут, так как снегоход и рация (по которой они могли бы вызвать помощь) были им сломаны.

Вэнди убегает, а Джека освобождает из карцера бывший смотритель, что означает, что писатель окончательно вплыл в иной мир, так как призраки стали для него материальными. Затем, он врывается в номер к Вэнди и Дэнни, но те успевают запереться в ванной комнате. После этого он начинает толкать речь волка из «Трёх поросят» и рубить топором дверь. Вэнди успевает помочь Дэнни вылезти из окна отеля и скатится по горке, образовавшейся у окна (действие фильма происходит зимой). Джек кричит знаменитую фразу «А вот и Джонни» и протягивает руку к дверной ручке. Вэнди успевает ударить ножом по его руке. Афроамериканский повар приезжает на снегоходе, чтобы спасти Дэнни и Вэнди (с помощью телепатии Дэнни попросил его о помощи ещё приблизительно в середине фильма).

Джек слышит звуки снегохода, бросается на поиски повара, после чего убивает его (на эту сцену Кубрик потратил очень много дублей во имя перфекционизма). Вэнди бежит по всему отелю и начинает видеть различную потустороннюю силу (которая действительно ОЧЕНЬ пугает). Джек же начинает погоню за Дэнни. Дэнни убегает в большой лабиринт из растений (который стоял у отеля «как развлечение»). Джек преследует его по следам, но Дэнни удаётся обмануть своего отца. Он убегает к своей маме и вместе они уезжают на снегоходе повара. Джек теряется в лабиринте, и, отчаявшись, он сел на землю, а через некоторое время замёрз до смерти. После этого, под музыку Эла Боули нам показывают стену отеля с фотографиями, среди которых есть фото, сделанное в 1921-м году. В её центре стоит и улыбается Джек Торренс в толпе людей. На этом фильм заканчивается…

Смысл фильма Сияние

Стивен Кинг не любил фильм, снятый Кубриком. Писатель был обижен на режиссера за своеобразную трактовку сюжета. Так или иначе, «Сияние» Кубрика ещё 30 лет назад стало классикой всемирного кинематографа и ежегодно занимает почетные места в списках а-ля «Лучшие фильмы 20 века».

Кинг создавал «Сияние» как леденящую мистификацию: призраки, оборотни и настолько кровавые «реки» событий, что к концу воображение разыгрывается даже у самых толстокожих. Фильм Стэнли Кубрика – он ведь тоже об ужасах, но уже других. В жизни мы редко встречаем привидения индейских кладбищ, но вот пьющих отцов семейства, издевающихся над этим самым семейством, – сколько угодно. Тему домашнего насилия, одиночества внутри близкого круга людей как раз и поднимает режиссёр.

Джек Торренс, не очень удачливый писатель и не самый примерный семьянин, устраивается смотрителем в опустевший после курортного сезона отель. Сын Джека Дэнни начинает «сиять» (видит духов, сцены будущего) после того, как выпивший отец ломает ему руку. Новая работа должна привести расшатанные нервы писателя в норму и помочь написать новый роман. От себя не убежишь, и Торренс-старший привозит вместе с семьёй своих демонов: раздражительность, гнев, алкоголизм.

Сам того не замечая, Джек за выпивку продаёт душу дьяволу, и начинается тот ужас, который видел в состоянии транса Дэнни. Цепенеешь, однако, не от призрака гниющего трупа, а от озверевшего, яростного вида отца, цель которого – убить своего ребенка. Всё банально: мужчина оправдывает свое поведение раздражителями – женой и сыном (бесам только это и нужно). А дальше события разыгрываются как по маслу: Джек теряет человеческий облик, все больше сатанеет, не различая реальность и ее подтексты.

Режиссёр ставит точку дикой концовкой: вмерзший в лед труп главного героя и фотография живого Джека на стене отеля. Кинг писал об отеле – как о единственном источнике зла. Но у Кубрика источник бед – человек, не справившийся со своими страстями, загнавший в ловушку ада себя и сломавший жизнь близким.

Операторская и режиссёрская работа чудесны. «Сияние» снято невероятно красиво. Фильм держит в напряжении от начала до конца. Вот это я называю — саспенс! Джек Николсон сыграл гениально (многие даже говорят, что он настолько вжился в роль, что входил в некое состояние припадка во время съёмок и безумие его было, в некоторой степени, натуральным). Шелли Дюваль получила номинацию на «худшую актрису», но не стала лауреатом. В принципе, истеричку ей играть удаётся, но, всё равно, актриса местами бесит своей игрой. А Дэнни Ллойд тоже очень классно сыграл.

Я верил всему, что происходит на экране. Актёры постарались. Саундтрек бесподобен! А сценарий… Даже после того, как вы посмотрите фильм или прочтёте книгу, вас всё равно будет пугать эта история при последующих просмотрах или прочтениях. Почему же? Потому что эта история создана двумя гениями — Стивеном Кингом и Стэнли Кубриком. Очень жаль, что Кубрик больше ужасов не снимал. Хотя «С Широко Закрытыми Глазами» тоже вполне себе пугающий фильм (а саспенс даже сильнее, чем в «Сиянии»).

Но об этом позже. А фильм «Сияние» чудесен и недооценён в своё время. Это не просто фильм ужасов. В нём есть мысль. А также, он пугает своей атмосферой, а не пытается сделать это эффектом «бу», как в большинстве современных ужастиков.

«Сияние» — фильм, выдержавший испытание временем, как и ультражестокая картина «Заводной апельсин». К нему можно возвращаться много раз, как и к остальным фильмам Кубрика. Шедевр ужасов!

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Анастасия!!!

    Очень понравился отзыв ваш!!!!!Согласна на 100%

    Ответить