Фильм режиссера Ольги Городецкой «Тварь» можно охарактеризовать как психологический хоррор. Для отечественного кинематографа это, пожалуй, дебют. Новизна ощущается и в нейтрально-национальном оттенке картины: подобная история универсальна – она могла произойти в любой стране, в любой семье. Именно это и делает ее многогранной, цепляющей, доступной и понятной каждому. Самобытность картины – в её безусловно актуальности.
О чем фильм Тварь
Среднестатистическая семья Беловых три года, как не может смириться с тем, что без вести пропал их 6-летний сын Ваня. Он (Игорь) – врач. Она (Полина) – педагог. Кризис отношений на фоне боли неизвестности приводит пару к мысли об усыновлении. В пригородном Детском доме Беловы встречают странного мальчика, повадками больше похожего на собаку, чем на человека, к тому же живущего в подвале. Полина решает усыновить этого несчастного «звереныша». Семью отговаривают от этой затеи, но женщина остается непреклонной.
Поначалу Игорь настороженно относится к одичалому мальчику и его агрессивным повадкам. Но не хочет расстраивать жену, подыгрывая ее новой роли. Новоиспеченная мама, напротив, полностью растворяется в сыне: вся накопившаяся забота, любовь и нежность разом выплескиваются на ребёнка. Женщина постепенно видит все больше схожих черт с ее родным, пропавшим Ваней. Игорю не нравится такая навязчивость жены, о чем он сообщает семейному психологу. Тот советует относиться к мальчику, как к родному. В доме действительно наступает гармония. Пока тест на беременность не показывает 2 полоски: счастливы родители, но только не Ваня.
Долгожданная беременность главной героини отдаляет ее от приемного сына. В какой-то момент она понимает, что приемный сын пытается нанести вред будущему ребёнку. «Розовые очки» постепенно спадают – Полина признаётся мужу, что боится мальчика. Мужчина меняется местами с супругой: теперь он привязан к Ване, защищая его перед женой. Однажды вернувшись домой, мужчина находит жену с окровавленным животом. Женщина умирает в больнице, узнав о том, что ребенка спасти не удалось. Тогда мужчина решает выяснить историю усыновленного мальчика у монахини детского приюта. Ее ответ, что Ваня – вовсе не человек, а чудовище, олицетворяющее боль потери, приводят Белова в ужас. С помощью монахини он возвращает мальчика в подвал, приковав наручниками. Но в финале чудовище возвращается в лице умершей Полины.
Смысл фильма Тварь
Тема «Твари» созвучна и «Омену», и «Кладбищу домашних животных», и «Ребенку Розмари». А «Нелюбовь» Звягинцева – будто предыстория новой социальной драмы о внутрисемейных отношениях и о принятии смерти близких. Но если голливудские ужасы – это мистика и триллер, то российская версия – это еще и о кошмарах, творящихся в человеческих душах.
Одна из идей киноленты – кризис семейных ценностей запутавшихся людей. Он все делает ради неё, она – ради своих иллюзий. Однако укоренившиеся комплексы и недосказанность оставляют между близкими людьми пропасть: женщина не может простить мужа за самонадеянность (стоявшую им слишком дорого) и отпустить сына. Игорь мужественно держит все в себе годами, а в итоге оказывается, что и слышит он только себя. Тот факт, что каждый тянет одеяло в свою сторону, проецирует свою боль на другого, не даёт шанса на счастливый финал. Лодка любви в очередной раз разбивается не о быт, а о душевную глухоту и о желание изменить ближнего, но не себя.
Другой смысл заключён в отношениях со смертью, с принятием ее в связи с уходом самых близких людей. Практически у каждого, с кем контактирует «Ваня» не утихает боль потери. Белова, сторож, следователь зациклены на внутренней пустоте и безысходности. Обесценивая смысл жизни, они срастаются с ушедшим. Поглощенные своими переживаниями, герои фильма видят исключительно свои иллюзии. Смысл заключается в том, что губит человека не эфемерная тварь, а сам человек. И не внешний демон – корень зла, а внутренний – собственный, прикормленный годами и страстями.
Смысл финала фильма Тварь
Психолог приходит на дачу к Беловым – принести соболезнования другу в связи со смертью жены. Белов без объяснений закрывает дверь перед другом, не желая впускать его внутрь. Тот заглядывает в щель дома и видит живую Полину.
В предпоследнем кадре монахиня утвердительно кивает приемному отцу: «Вы победили боль утраты». Она не ошиблась в отношении родного ребёнка. Это горе он нёс на равных с его матерью. Игорь справился со смертью сына, но уход любимой женщины оказался ему не под силу.
Белов – и есть главный герой картины, кремень, ведущий неравный бой. Но и к нему, такому «стальному», правильному находится ключик. Одиночество без жены, накрывающее без остатка, обезоружило некогда крепкого духом мужчину. Боль, как кислота, разъела всю силу воли, сделав рабом.
Концовкой фильма режиссер подчеркивает, что на самого выносливого человека найдется своя «тварь», своя парализующая чёрная пустота, противостояние которой порой стоит жизни.