О чем и какой смысл фильма «Вивариум»?

О чем и какой смысл фильма "Вивариум"? Смысл фильма

Название «Вивариум» странное и непонятное, но обратимся к поисковым системам и найдем ему объяснение. Виварий — это обособленное место вблизи медико-биологического объекта, например, при научно-исследовательском институте. Предназначение вивариума — содержание лабораторных животных, которые нужны для экспериментов. Иными словами вивариум — это питомник, где помимо проведения экспериментов над животными, их еще и разводят. Вот такое емкое название, и человек, который не поленился заглянуть за ответом, может поверхностно догадываться о содержании фильма.

Что значит жить, когда ты являешься лишь ресурсом для кого-то? Но что еще важнее, что значит жить, понимая это, обманывая самого себя, пребывая в иллюзии свободы? Эти вопросы и обыграны в фильме «Вивариум».

С самого начала нам говорится о доме №9, расположенном в благоустроенном районе Йондер, в котором поселяются главные герои — Джема и Том. Это что-то вроде некой лабораторной клетки, а сама молодая пара для этого места становится подопытным расходным материалом. Посещает догадка, что впереди нас ожидает бесчеловечный эксперимент.

Сюжет начинается с того, что пара влюбленных желает обзавестись собственным жильем для создания уютного гнездышка. Это базовая потребность любой вновь созданной семьи. В начале фильма материнские инстинкты Джемы еще не сформировались до конца, она сомневается, что чувствуется в разговоре со знакомой женщиной. Но в итоге она поддается давлению этого системного человека, у которой уже есть ребенок. Это и подталкивает Джему к первому шагу. Причем знакомая женщина мотивирует ее страхом, что недвижимость скоро вырастет в цене. Решив купить дом, она втягивает себя и Тома в невольное участие в загадочном эксперименте.

Попав к риэлтору Том также сомневается в необходимости немедленно ехать и смотреть дом. Как мужчина, Том должен был бы принять окончательное решение, но у него не было шанса возразить. Риэлтор из агентства недвижимости лишь говорит, что район идеален во всех отношениях: недалеко от города и близко к красивым пейзажам. Продавец также манипулирует ресурсами (деньгами), напоминая, что дома могут раскупить очень быстро.

Проводя цепочку рассуждений мы увидим, что молодая семья попала в Йондер лишь потому что чужая системная женщина и такой же системный продавец, манипулируя, подтолкнули их обоих к этому решению. Поведение продавца крайне странное, он часто передразнивает молодых. Но Джема и Том не придали этому должного внимания. Когда они ехали смотреть дом слова в песне, звучавшей в машине, были как непрозрачный намек на абсурд происходящего. Том и Джема подпевали, но так будто уговаривая себя и свой внутренний голос успокоиться и списать панику и тревогу на волнительное событие, связанное с приобретением собственного жилья. Мы наблюдаем моменты, когда все внутреннее понимание ситуации буквально кричит о том, что следует довериться своей интуиции, как инструменту разума. Но человек обманывается внешними образами, манипуляциями и заложенными системами поведения.

В идеальном районе под названием Йондер нет ни свежего ветра, ни реалистичных облаков, которым обычно присущи самые разнообразные формы. Все они абсолютно идентичны друг другу, будто взятые из идеально проиллюстрированной детской книжки. Любая акустика здесь слышится будто бы в огромном павильоне или в гигантской лаборатории.

Йондер оказывается глухим местом, отрезанным от цивилизации, где не ловит связь и даже не летают птицы. Из городка невозможно выехать и любые попытки заканчиваются тем, что пара снова и снова оказывается у злополучного дома №9 (как отсылка к сроку беременности женщины). Неизвестные люди подбрасывают Джеме и Тому ребенка с сопроводительной запиской, что свобода будет получена тогда, когда подкидыш будет выращен.

Поведение «кукушонка» базируется на примитивных принципах поведения. Крик ребенка это по сути обычная манипуляция, телевизор, который он смотрит формирует его модель поведения, т.е. система порождает систему. А страшные видоизменения в нем, это в некотором роде аллегории того, когда родители видят, что что-то неправильно с их чадом, что-то, что не входит в их понимание нормы (например, принадлежность к какой-либо субкультуре, или, если бы в семье религиозных родителей жил подросток атеистических взглядов).

Таким образом, те системные шаблоны с которыми ты двигаешься по жизни не дают тебе взглянуть на реальность с правильной точки зрения. Только, когда Джема приняла решение избавиться от повзрослевшего подкидыша, т.е. условно снять с себя пелену иллюзий, ей открылась истинная суть этого места. Если бы она слушала Тома раньше, то они могли бы не стать частью системы. Фильм внедряет зрителям идею, что иметь детей жутко и означает навсегда распрощаться со своими мечтами и что дети не принадлежат родителям: садик, школа, TV, интернет, книги формируют личность с определенными взглядами, не всегда такими, как хотелось бы. Образы фильма и замкнутое пространство, из которого нельзя выбраться, очередная обертка под все системные шаблоны современного мира.

Оцените статью
Какой смысл
Добавить комментарий