Солярис Андрея Тарковского — это визуально гипнотический фильм, который глубоко затрагивает такие высокоморальные темы, как совесть, любовь и примирение.
Фильм начинается с кадров озера, в котором морские водоросли колышутся за течением. Затем камера поворачивается, чтобы показать зрителям задумчивого психолога, доктора Криса Кельвина. Он собрался на дневную прогулку по загородному дому его отчужденного отца.
Кельвин написал весьма влиятельный отчет для Совета по солнечной логистике в ответ на странные данные, полученные от трех оставшихся космонавтов на борту орбитальной космической станции: доктор Снаут, доктор Сарториус, и доктор Гибарян.
Доктор Кельвин был выбран для посещения экипажа, чтобы составить отчет об их психическом здоровье и составления рекомендационного плана действий для агентства в целом. За день до своего полета на станцию, его посещает бывший космонавт, личный друг и коллега отца — Бертон. Несколькими годами ранее Бертона отправляли в поисково-спасательную миссию за пропавшим космонавтом, и он лично столкнулся со странной метаморфозой океана Солярис.
Несмотря на страстные просьбы Бертона не прекращать исследование неизвестного, Кельвин не тронут. Он полагает, что человеческие эмоции не должны на что-то влиять и планирует не только отказаться от миссии Солярис, но и облучить бурный океан, чтобы уничтожить его необъяснимую активность.
По прибытии Кельвина на космическую станцию, его встречает атмосфера апатии, а также трагические известия о самоубийстве Гибариана. Записанное видео сообщение показывает хилого растрепанного гибаряна, доведенного до отчаяния мучительными видениями потери любимого человека и глубоким чувством изоляции. После беспокойного сна Кельвин начинает осознавать, что говорил ему Бертон, наблюдая галлюцинации. Он видит свою мертвую жену, Хари, которая таинственным образом появляется на станции.
Устанавливая искусственные границы, мы подавляем идею о том, что мысль безгранична — доктор Мессингер
По аналогии с другими фильмами Тарковского, « Солярис» Это тревожный портрет несправедливого, часто разрушительного взаимодействия человека с окружающей средой. Принципам миссии Solaris присущ предвзятый теоретический фильтр, который принимает только те явления, которые можно логически объяснить или физически доказать. Некоторые ученые выдвинули гипотезу, что океан Соляриса является мыслящей субстанцией, изначальным мозгом, способным к материализации мысли. Однако, не имея конкретных доказательств, мнение Бертона встречают скептицизмом и призывают к немедленному прекращению программы. Исследователь миссии, доктор Мессингер, в конечном итоге преуспевает в том, чтобы отговорить Правление от закрытия проекта, разоблачая их врожденные страхи, которые заставляют их устанавливать искусственные барьеры для сокрытия Истины. Он говорит, что странное явление само по себе является причиной для дальнейшего его изучения, а не оправданием отступления.
В действительности, достижению истины препятствуют не технологические достижения, а близорукость человечества.
Тема само созданных границ, предполагает, что нет никаких реальных препятствий в поиске Истины. Только страх перед неизвестным заставляет нас верить в святость забвения. Появление Хари на космической станции вызывает у Кельвина инстинктивный страх, который не позволяет ему решать сложные проблемы, связанные с ее самоубийством. Подобно совету, Кельвин первоначально решает отказаться от миссии и уничтожить то, что он не может понять. Однако после прибытия на космическую станцию , спотыкаясь о тайны Соляриса, Кельвин понимает, что это вынужденное путешествие, которое он вынужден принять. По сути, излучая рентгеновские лучи на поверхность океана Солярис, команда невольно перешагнула порог искусственных исследовательских границ, создав точку невозврата.
Посредством облучения, космонавты создали образный мозговой зонд в глубине исконного разума Соляриса, который отвечает отражением их собственного подсознания.
Мы находимся в глупом положении, человечество стремится к цели, которую оно боится — доктор Снаут
Идея исследования границ как естественной эволюции в поисках Истины оказывается удобным отвлечением от личного сожаления и изоляции. После внезапного отъезда Бертона мы видим, как Кельвин сжигает документы и фотографии на заднем дворе своего отца, пытаясь оторваться от своего прошлого. Однако на борту огромной изолированной космической станции он не может избежать вины за то, что он оставил свою жену позволив ей покончить с собой. Когда Хари появляется первый раз, она напугана и беспомощна. Кельвин отвечает отрицанием и жестокостью, он неспособен смириться со своей собственной эмоциональной амбивалентностью по поводу ее возвращения. Когда Хари появляется на следующий вечер, она цепкая и притягательная. Но это Хари, которая покончил с собой. Или еще одна новая Хари? Что еще более важно, если это не настоящая Хари, то является ли она точным отражением самой себя? Или, скорее всего, она проекция его собственных переживаний относительно нее?
Когда Кельвин ненадолго отделяется от Хари, она врезается в металлическую дверь и сильно режется. Кельвин возвращается, чтобы поухаживать за ней, но обнаруживает, что ее глубокие раны уже зажили. Он представляет ее команде, которая уже знает, что она является физическим проявлением подсознания Кельвина, порожденное Солярисом. Эксперименты подтвердили, что биологически гости являются людьми, но состоят из нейтрино. стабилизированных локальным силовым полем, и, следовательно, доктор Сарториус предлагает вскрытие ее. Однако, несмотря на неопровержимые доказательства, Кельвин не согласен с его заключением, полагая, что ему дали второй шанс помириться со своей женой, и отказывается признать, что она не та, кем кажется.
Но вскоре становится очевидно, что Хари действительно не его жена. Она лишенна личных воспоминаний и определяется исключительно воспоминаниями мужа, не имея индивидуальной идентичности. Однако, если Хари субъективная интерпретация из фрагментов подсознания Кельвина реальной Хари, тогда возникает вопрос: является ли она идеализированной версией его жены или проявлением его собственных страхов? Является ли его привязанность к Гостю Хари отражением его собственной вины в ее смерти или это стремление к близости, которой никогда не было во время его трудного брака с настоящей Хари?
Я что-то совсем другое — Хари
Поведение экипажа по отношению к гостям, определяет их профессиональные качества. физиолог Гибарян – покончил с собой, не в состоянии примирить появление своей возлюбленной со своей глубокой скорбью по поводу ее реальной физической смерти. Эксперт по кибернетике Снаут, кажется бессвязным и безумным, взаимодействуя с Гостями неортодоксальными способами, пытаясь достичь желаемого внеземного Контакта. Он рассматривает гостей как коммуникативный вызов, а не инопланетное любопытство. Астробиолог Сарториус, остался наименее затронутым среди остальных членов экипажа. Встретив гостей, Он остался логичным и бесстрастным, воспринимая их не как познавательных существ, с которыми он может взаимодействовать, а как эмпирические, молекулярные головоломки. Их появление на станции обеспечивает неисчерпаемый запас предметов для его исследований. Заинтригованный их способностью к возрождению, он рассматривает их как потенциальных проводников к бессмертию.
Сарториус, который презрительно и пренебрежительно относится к Хари, определяет ее существование как взаимосвязанное собрание нестабильных нейтрино. Однако, если сущность человечества лежит за пределами физической составляющей или общего происхождения, то она должна находиться в атрибутах, которые отделяют человека от других живых организмов. Таким атрибутом является человеческая душа. Кроме того, если душа действительно определяет человека, то ее внутреннее строение становится неважной переменой. Разум и эмоции являются неотъемлемыми свойствами человеческой души, выходящими за рамки культурных и идеологических границ, созданных обществом. Обладая рациональным мышлением, состраданием и совестью, Хари во многих отношениях является более человечной, чем Сарториус. Ее способность к самоотверженной жертве и безусловной любви являются проявлениями настоящей души и, следовательно, определяют ее человечность. Несмотря на то, что она изначально не была человеком, она им стала.
Солярис — это история исследований за пределами человеческого судна, путешествие для расширения территориальных границ человека только для того, чтобы найти обширную границу его собственного подсознания. В обществе, стремящемся исследовать самые дальние уголки Вселенной в поисках истины , океан Соляриса является катализатором для исследования самых глубоких областей человеческой души. Неизбежно истина оказывается столь же неуловимой, как и тонко завуалированная реальность Соляриса. может ли человек действительно смириться со своим безвозвратным прошлым или он неумолимо связан с чувством вины и сожаления?