Фильм состоит из 5 инцидентов и эпилога – это позволяет раскрыть историю размеренно и художественно, полностью погрузиться в нее. Для того, чтобы лучше понять концовку и смысл, стоит проанализировать каждый инцидент.
Так что усаживайтесь поудобнее, надевайте очки, а мы начинаем!
Инцидент 1
Если кратко, Джек видит на обочине женщину, у которой сломан домкрат. Он предлагает ей помощь, и отвозит в мастерскую. По пути она начинает рассуждать о том, что Джек может быть серийным маньяком, подробно описывая то, как он мог бы ее убить. Женщина оказывается назойливой, нагловатой, умело манипулирующей – она то и дело уверяет Джека, что он не смог бы ее убить, потому что он слабак и нытик.
Джек останавливает машину, хватает сломанный домкрат и убивает свою попутчицу ударом в лицо. Эта сцена раскрывает то, что стереотипы о маньяках и серийных убийцах далеко не всегда соответствуют истине. Довольно часто оказывается, что ими являются самые обычные, среднестатистические люди.
После этого инцидента Джек ведет разговор с Вёрджем, объясняя свою философию и мотивы каждого своего действия. Через эти диалоги и некоторые сцены в фильме мы понимаем, что Джек страдает ОКР – он помешан на порядке. Джек хотел быть архитектором, но стал инженером. Он мечтает построить свой дом и покупает для этого землю.
Инцидент 2
Джек следит за женщиной, а потом представляется полицейским. Однако она не верит мужчине, и тот врет снова, пока не попадает в дом к жертве. Джек душит ее, и тут же пытается ее спасти.
В итоге он всё равно ее убивает, и приступает к тщательной уборке всего дома. Ему противен этот беспорядок, поэтому он несколько раз возвращается, чтобы проверить, все ли убрано.
Ещё не успев толком оправиться от одного приступа, Джек видит полицейского и начинает сильно нервничать. Они вместе осматривают дом (Джек снова убеждается, что все чисто), а потом Джек увозит труп, оставляя за собой кровавый след, который, в конечном счете, смыл дождь.
Джек в своем разговоре с Вёрджем подметил, что сам Бог его защищает. Через все их диалоги, похожие на сеанс психотерапии, можно понять, что Джек – психопат, причем он признаёт это. Более того – Джек убежден, что все его деяния окажутся безнаказанными. Он совершает их во время обострений, и они оказывают на него успокоительный эффект. Он фотографирует трупы и старается так доказать себе, что он – творец.
Инцидент 3
Джек инициирует убийство, как охоту. Жертвами на этот раз выступают мать с двумя сыновьями. Он убивает сыновей, создает сцену с пикником, и после этого убивает мать. Джек убеждён, что Бог желал, чтобы он убивал людей и создавал эти картины, поэтому сделал его таким агрессивным.
Он продумывает макет своего дома, и неспешно строит его.
Инцидент 4
История любви Джека. Его возлюбленная – это зависимая глупышка Жаклин. Она в истерике рассказывает полицейскому, что Джек – убийца (он сам сказал ей об этом). Джек тоже сознается полицейскому. То ли он не вынес груза ответственности, то ли устал от бездушности окружающего мира, и монстра внутри себя.
Полицейский считает, что они оба просто пьяны. Джек убивает Жаклин, хотя она отчаянно пытается сбежать и найти помощь у соседей (ей никто не открывает), отрезает ей молочные железы, одну кладет на полицейскую машину, попутно рассуждая о гендерах и том, рождаются убийцами или все же становятся под влиянием социума.
Все тела Джек оставляет в морозильном помещении. Он снова рассуждает о смерти и искусстве, об их сопричастности и сопряженности. Из очередного рассуждения Джека и Вёрджа можно понять, что спор идет не между разными людьми, а между частями одной личности.
Одна часть старается пояснить для другой мотивы, найти смысл в собственных действиях. Джек – большой нарцисс, избавившийся от чувства вины и совести, если таковые у него вообще были. Он убежден, что в искусстве выражается все те скрытые желания, которые человек не может реализовать.
Инцидент 5
Джек собрал 5 мужчин и привязал их к железной стойке, чтобы проверить, прострелит ли одна пуля сразу 5 голов. Джек строит дом из тел замороженных людей. Вёрдж восхваляет его работу, и зовет его в дыру, образовавшуюся в доме, пока полицейские пытаются попасть в помещение.
Итак, завершив строительство своего дома, Джек буквально находит вход в Ад. Он спускается в него, уподобляясь Данте. Он проходит 9 кругов ада. Вергилий оставляет его одного, убеждая, что никто не мог попасть на другую сторону (в Рай), но Джек пытается забраться вверх и падает вниз.
Джек был убежден, что должен творить зло, чтобы что-то создать, он искал оправдание и логическое объяснение своим поступкам. Как бы Джек не пытался доказать себе, что он не чудовище, а творец – он остается монстром, и суд над ним, если не произойдет при жизни, осуществится после нее.
На этом наш разбор концовки фильма «Дом, который построил Джек». Если у вас остались вопросы или есть предложения, мы будем рады вашей активности в комментариях. Мирного вам неба над головой и до скорых встреч на страницах новых статей!
Все правильно. Респект автору статьи, за доходчивое об*яснеие фильма. Фильм омерзителен, хотя имеет философский подтекст, Джек собирательный образ.