Поставленный по произведению Эрика Ягера и основанный на реальных событиях, художественный фильм «Последняя дуэль» является новым режиссерским опытом Ридли Скотта. Драма сразу привлекла внимание ценителей подобного жанра, ведь и актеры, подобранные с особой тщательностью, и постановочные сюжеты отражают традиции и нравы того времени. А сочетание продуманности диалогов и внимание к костюмам персонажей обеспечивает полное отображение действительности.
Основная сюжетная линия картины
Наибольший интерес фильм «Последняя дуэль» представляет ввиду его созвучности современному времени. Ведь контекст средневековых политических практик и духовных верований, лежащий в основе действия, применим и к настоящей действительности, ставя перед зрителем актуальные во все времена вопросы морали и нравственности.
Благодаря режиссерской работе и умению главных актеров вжиться в роль и передать своей игрой специфическую атмосферу того времени зритель с первых же кадров становится настоящим участником разыгрывающейся трагедии. Переживая вместе с героями перипетии их жизни, пересечение интересов и учитывая политические интриги правящих кругов, можно окунуться в реальность Франции средних веков.
О чем пойдет речь в фильме
В основе картины лежит реальная история, которая произошла в средние века во Франции с женщиной по имени Маргарит де Карруж. Будучи замужем, она была изнасилована и забеременела. Специфика нравов того времени предполагала, что женщина, вступая в брак, становится собственностью своего мужа, которая приносит ему наследников. Потому переживания женщины как человека и личности, пострадавшей от насилия, даже не рассматривались средневековым судом и не учитывались при вынесении решения и последующего обвинения.
Однако помимо основной линии в картине, касающейся Маргарит, жены графа де Карруж, зрителю преподносится некоторое противостояние двух главных героев произведения – Ле Гри с де Карруж. Интересы их схлестнулись в вопросах владения земельными наделами, которые принадлежали их семействам. Изначально Жану де Карружу становится жалко того, что он уступил Ле Гри землю. Однако выяснилось, что имеет место скорее конфликт между законностью и общепринятыми правилами того времени.
Земля, из-за которой разгорелась распря, конфискуется графом Пьером в результате накопления критического объема долгов, а затем преподнесена в качестве подарка Ле Гри. События происходили до женитьбы де Карружа. Жан де Карруж характеризуется как человек, имеющий строгий кодекс чести, его раздражала ситуация, возникшая с землей, хотя по техническим причинам он не имел возможности претендовать на нее.
Однако де Карружа раздражала такая нещепительность его друга Ле Гри, и данный повод стал первым разногласием в их дружбе. В тот же период чума погубила огромное количество людей, посевов, скота, что крайне негативно повлияло на состояние имущества де Карружа, из-за чего его характер становится более сложным: появляется вспыльчивость и сломленность обстоятельствами. Объяснить такие изменения в его характере можно тем, что возникшая финансовая сложность породила в душе де Карружа отчаяние, он ощущал себя отчаявшимся.
Что особенно интересно в картине «Последняя дуэль»
Наибольшее впечатление на зрителей, без сомнения, произведет непонятная на первый взгляд несправедливость суда при изучении дела Маргарит. И факт, что в результате изнасилования она забеременела, свидетельствовал тогда лишь о факте, что сам процесс женщине был приятен, а значит, факт можно и не считать изнасилованием.
К тому беременность вполне могла наступить и в результате аналогичного действия со стороны мужа Маргарит. Суд рассматривает изнасилование всего лишь как преступление имущественного характера, которое было совершено против ее мужа де Карружа. Вопрос о психическом состоянии даже не затрагивается, до тех пор, пока дело не касается самого де Карружа.
Дуэль, произошедшая между де Карружем и его бывшим другом, и стала основой названия картины. В итоге был убит Ле Гри, но убийством дело не ограничилось. Над его мертвым телом впоследствии надругались: полностью раздели, привязали к лошади и в таком виде протащили на веревке по всему городу, после чего повесили на центральной площади, где его мог увидеть каждый. Данное событие имело место в реальной жизни, однако в картине освещено не слишком четко.
В чем был смысл такой жестокости к мертвому телу? Лишь в желании как можно больнее и чувствительнее задеть и унизить всю семью Ле Гри, запятнать их имя. К тому же в то время считалось, что Бог защищает тех, кто невиновен. А поскольку Ле Гри не выиграл дуэль, значит, Бог видел его вину, он стал самым обычным преступником.
Последняя сцена фильма – приближенное лицо Маргарит, которая внимательно наблюдает за своим подрастающим сыном. Замок и полное спокойствие на заднем плане, отсутствие ее мужа говорят о возможности для женщины наслаждаться своей жизнью вместе с сыном. Она находится вдали от мужчин и политики, наслаждаясь свободой и счастьем.