«Остров проклятых»: как отличить реальность от иллюзии?

"Остров проклятых": как отличить реальность от иллюзии? Смысл фильма

Говоря о фильме «Остров проклятых» с Леонардом Ди Каприо, невозможно не упомянуть его сюжетную двойственность и сложность его восприятия. Этот фильм можно понимать абсолютно по-разному, и на его основе можно строить множество сложных теорий. До конца «острова» невозможно понять, какие события являются галлюцинацией главного героя, а какие – правдой, и даже концовка не дает нам однозначного ответа. Однако одно можно сказать точно: этот фильм навсегда останется в памяти зрителей.

Сюжет фильма

В сюжете фильма прослеживаются две логически связанные и целостные линии. В первой главной герой – детектив, который расследует происходящее в психиатрической лечебнице. Во второй истории главный герой – ее пациент. Что правда, а что вымысел – понять очень сложно, обе истории запутаны и переплетаются между собой, создавая ощущение неправильности происходящего, и лишь к концу фильма они сходятся во время развязки, которая не дает окончательного ответа на вопросы, стоящие перед зрителями. После просмотра фильма вопросы, а их довольно много, остаются, и до конца понять этот фильм можно лишь при многократном его пересмотре.

Подсказки для зрителя

При пересмотре становится понятно, что хоть фильм и сложен для понимания, его режиссер, Мартин Скорсезе, дает зрителям подсказки с самого начала повествования. Действие происходит на острове, сбежать откуда можно только с причала, на который и прибывают два детектива, но завязка сюжетной линии о детективе в том, что с острова каким-то образом сбежала одна из пациенток клиники. При этом, когда детективы оказываются на острове, главный герой, Тэдди Дэниэлс, оказывается под пристальным вниманием и охраны, и пациентов. Охранники встречают его настороженно, напряженно, как будто уже имели с ним дело, а пациенты на заднем фоне приветствуют его. Это ли не странность?

Кроме того, хотя напарник Тедди, Чак, уже четыре года работает детективом и, казалось бы, умеет обращаться с оружием, он с трудом может справиться с кобурой пистолета, что призывает нас также задуматься об истинности этой линии повествования.

Тедди также обращает в фильме внимание на то, что пациенты и персонал клиники, с которыми он общается, ведут себя странно, как-то не искренне, как будто играют заранее прописанные кем-то роли, а охранники почему-то не торопятся искать сбежавшую пациентку, которая, по идее, все еще где-то на острове.

Интересен также момент знакомства двух детективов: они знакомятся на корабле, когда плывут острову в самом начале фильма. Хотя логично было бы, чтобы эти двое, работающие над одним делом, познакомились до начала расследования. Их как будто поместили неожиданно в новые и непривычные для них условия, они тоже как будто играют роль, но как минимум Тедди полностью верит в то, что он детектив.

В чем же смысл?

Смысл истории фильма начинает раскрываться еще в самом его начале, когда врач клиники рассказывает о сбежавшей пациентке. Он говорит о том, что она убила троих своих детей, а после угодила в клинику. Ее психика в этот момент создала определенный защитный механизм, и пациентка, заложница своего безумия, была уверена, что персонал и другие пациентки клиники – это разносчики газет, молочники, словом, те люди, которые помогают ей в быту, а сама она у себя дома. Это – первая подсказка для зрителя, помогающая понять суть фильма.

Вторая подсказка – в личных целях Тедди, ищущего на острове убийцу своей умершей от угарного газа жены. По его мнению, в клинике заключен пироманьяк Эндрю Леддис, от лица которого и идет вторая сюжетная линия. В фильме этот персонаж изображается со шрамом, как будто искаженный восприятием Тедди.

Окончательная развязка в фильме происходит на маяке, где оканчивается расследование детектива и где он, ожидавший увидеть секретную лабораторию, встречается с доктором. Именно здесь Скорсезе дает зрителю понять, что все то, что мы видели, вся история о детективе – ложь и бред больного сознания Эндрю Леддиса, убившего свою психически нездоровую жену, Долорес после того, как та расправилась с их тремя детьми. Психика Эндрю не смогла адекватно воспринять этот факт, и он, как и мифическая пропавшая пациентка, оказался запертым в мире иллюзий, где он – детектив, и ему поручено расследование происходящего в лечебнице.

Все расследование, что мы видим на протяжении фильма – сфабриковано и сыграно персоналом больницы, которые прекрасно знакомы с пациентом Лэддисом, уже два года находящимся на лечении, и этот грамотно выстроенный врачом театр – лишь последняя перед лоботомией попытка врача дать больному выйти из своих иллюзий. И в конце фильма Эндрю, как мы видим, освобождается от своего бреда, но чувство вины и понимание того, что он натворил, не дают ему спокойствия, и он теперь сам притворяется, что он все еще придерживается иллюзии, лишь потому, что считает лучшим «умереть хорошим человеком», о чем и говорит напрямую доктору.

Оцените статью
Добавить комментарий